16 +  О проекте  Сотрудничество
Популярно

30 главных достопримечательностей Петербурга

30 главных достопримечательностей Петербурга

Перед вами список всех нужных достопримечательностей Петербурга. «Нужных» в том смысле, что после их обзора вы сможете сказать, что видели все главное*. Хотя бы снаружи. Поскольку невозможно определить какая из достопримечательностей самая главная, как и невозможно их проранжировать, мы расположили их в произвольном порядке.

Невский проспект

Невский проспект. Вид на Думскую башню

Самая известная улица Санкт-Петербурга. Главный проспект Российской империи.

Дорогу, которая впоследствии стали называть Невской перспективой, а затем проспектом, начали прокладывать еще в 1710 — 1715 годах, всего через несколько лет после основания Северной столицы. Трасса протянулась сначала по Адмиралтейскому лугу, затем соединила Мойку и Фонтанку, помогая наладить хозяйственные связи в быстро застраивающемся городе. С годами перспектива становилась все более протяженной и оживленной.

Любопытно, что деревья по обе стороны бережно хранили, за их незаконный сруб били прилюдно батогами и плетками. На самом первом отрезке, проложенном через Адмиралтейский луг, было высажено дополнительно четыре ряда берез, а участок от Фонтанки до нынешней улицы Восстания украшал прекрасный регулярный сад. По красивой и зеленой Невской перспективе проходил въезд в город важных иноземных гостей.

В настоящее время Невский проспект – это великолепные здания, включенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО, красочные витрины магазинов, бессчетное количество ресторанов, кафе, завораживающая перспектива на Адмиралтейскую иглу.

Значительная часть достопримечательностей, перечисленных ниже, находятся на самом проспекте или рядом с ним. На Невском удобнее всего сесть на прогулочный теплоходик по рекам и каналам. От Александро-Невской лавры до Дворцовой (тот самый бывший Адмиралтейский луг) — почти 4,5 километра. Пройти можно за час, познавать — всю жизнь.

Александро-Невская лавра

Александро-Невская лавра

Александро-Невская лавра в настоящее время действующий мужской православный монастырь. Основан 25 марта 1713 года по указанию Петра Великого. Петр I пожелал, чтобы будущую святую обитель возвели на территории бывшей деревни Вихтула, в окрестностях которой, как считалось, состоялась Невская битва между новгородскими дружинами под предводительством Александра Невского и шведскими войсками.

В те годы, когда велась Северная война, противостояние русских и шведов достигло очередного своего апогея, это было прямым отсылом к истории и тому, кто и на этот раз возьмет вверх.

Проектировал монастырскую территорию Доменико Трезини. Строительство было поручено Кристофу Конрату. Первыми были возведены Благовещенская церковь и Духовской корпус. 29 мая 1723 в лавру перевезли мощи святого Александра Невского. Самый большой собор лавры, Троицкий, был построен гораздо позже, в годы правления Екатерины II, к концу XVIII века.

Лавра не единственное место, связанное с Александром Невским. В Ленинградской области есть географические точки, памятники и религиозные учреждения, которые либо хранят память о произошедших здесь событиях, либо воздают должное князю. Кому интересна эта тема, рекомендуем наш материал «Места Александра Невского в Ленинградской области и Петербурге».

Размеренную жизнь обители прервал Октябрьский переворот 1917 года. Духовную братию разогнали. В 1930 году в местный некрополь стали свозить уникальные надгробия с других городских кладбищ. В 1939 году на территории Александро-Невской лавры открылся Государственный музей городской скульптуры.

В настоящее время Свято-Троицкая Александро-Невская лавра возвращена под крыло Русской Православной церкви. В Троицком соборе проводятся богослужения, он открыт для всех страждущих.

Государственный музей городской скульптуры с уникальной коллекцией надгробий также продолжает работать. Его посещение платное.

На территории комплекса можно также посетить действующее Никольское кладбище, где нашли упокоение прославленные художники, писатели, государственные деятели — Лев Гумилев, Анатолий Собчак, Константин Маковский, министр путей сообщения Николай Аксененко, Галина Старовойтова, хирург Федор Углов, волейболист Вячеслав Платонов и др.

Адрес: метро Площадь Александра Невского, набережная реки Монастырки, дом 1.

Кони Клодта на Аничковом мосту

Кони Клодта на Аничковом мосту

Кони Клодта на Аничковом мосту, а точнее скульптурные этюды «Укрощение коня человеком», созданы Петром Карловичем Клодтом в 30-х годах XIX века.

Первые две скульптуры «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» украсили Аничков мост в 1841 году. Вторые две: «Юноша, осаживающий коня» и «Юноша, укрощающий коня» появились на постаментах в 1851 году.

Аничков мост, украшенный скульптурными группами, как и любая другая художественный удача, сразу вызвал шквал народного творчества.

Самое известное народное название переправы — «Мост восемнадцати яиц». Восемнадцати, так как при подсчете учитывался еще и городовой, постоянно дежуривший на мосту и следящий за особо веселыми гражданами, ищущих изображение любовника жены Клодта на одной из мошонок коней. К слову, городового на мосту давно не найти, а высматривающие портрет любовника так и не перевелись.

Скульптурные композиции оценили не только горожане. Высокие иноземные гости императорского Санкт-Петербурга также сразу положили на них глаз. По этой причине первые оригинальные скульптуры уехали в качества подарка прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, следующие были подарены королю обеих Сицилий Фердинанду II за проявленное почтение к императрице при посещении ее Италии.

Во время блокады Ленинграда коней Клодта сняли с постаментов и спрятали в Аничковом саду, закопав в землю. После окончания Великой Отечественной войны с ночь с 1 на 2 июня 1945 года скульптуры вернули на прежние места. С тех пор они покидают свой пост только на время реставраций.

Адрес: Аничков мост.

Читайте также наш веселый и познавательный текст под названием «Мост с конями и его легенды».

Крейсер «Аврора»

Крейсер «Аврора»

Военный корабль, спущен на воду в 1900 году. Принимал участие в сражениях в Русско-японской войне, в том числе в Цусимском, а также в боевых действиях во время Первой мировой.

В Великую Отечественную «Аврора» служила в Ораниенбауме как часть противовоздушной обороны Кронштадта.

В историю корабль вошел в первую очередь благодаря тому, что из его носовой пушки холостым выстрелом был дан сигнал к началу захвату Зимнего дворца в ходе Октябрьской революции 1917 года и низложению Временного правительства.

С 1948 находится на вечной стоянке у Петровской набережной, работает как музей. Памятник военно-морскому судостроению. В ходе прогулки можно посмотреть и почувствовать, как жили и служили моряки в начале ХХ века.

Некоторые интересные факты. Нижняя часть крейсера «неродная»: она была отпилена в ходе ремонта в советское время и отбуксирована в воды Финского залива под Ленинградом.

В 1941 году из пушек и моряков «Авроры» была сформирована батарея «А», которая защищала подступы к Ленинграду от фашистов в районе Дудергофских высот. На этом месте расположен памятник полностью погибшей батарее. «Аврора» до сих числится в составе ВМФ РФ и считается «кораблем №1».

Адрес: Петровская набережная, ближайшая станция метро Горьковская.

Петропавловская крепость

Петропавловская крепость

Место, с которого начался Петербург. Заложена в 1703 году. Фортеция была призвана защищать строящийся город от шведских войск. Ее пушки перекрывали фарватер Невы в самом узком месте реки. Никогда не участвовала в боевых действиях, бОльшую часть своего существования служила тюрьмой.

Петропавловская крепость состоит из шести бастионов и шести равелинов и служит памятником фортификационному искусству XVIII века.

Планировка и значительная часть зданий сохранились в том виде, в которых они были построены в XVIII-XIX веках, без каких-либо современных архитектурных влияний. В крепости расположено много музеев по истории города и она сама официально имеет статус Музея истории Петербурга.

По самой крепости интересно гулять даже и без визита на отдельные экспозиции. В Петропавловском соборе лежат останки императоров династии Романовых и их родственников. Каждый день в 12:00 из пушки Государева бастиона раздается холостой выстрел, как это было заведено еще в петровские времена.

Историчности месту добавляет и то, что на ее территории до сих пор находят останки первых строителей Петербурга и сооружения начала XVIII века.

Адрес: Заячий остров, ближайшая станция метро Горьковская.

Казанский собор

Казанский собор

Собор построен в 1810-1811 годах по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина для хранения списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской.

После войны 1812 года в храм стали свозить военные трофеи, в 1813 году здесь был захоронен прославленный полководец Михаил Кутузов. Ввиду этого собор стал памятником ратной славы Российской империи.

В 1837 году рядом с храмом установили памятники Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли.

Величественный Казанский собор — прекрасный образец русского классицизма, который вобрал в себя лучшее из античного ампира и российской архитектурной школы.

Здание по периметру выполнено в форме латинского креста, его фасад украшен арочными нишами со статуями святых, горельефами и бронзовыми коваными воротами.

С северной стороны храм обрамляет грандиозная колоннада из 96 колонн. Венчает сооружение массивный купол из ковкого железа.

Внутри собора большой трехнефный зал, своды которого удерживают 56 колонн из розового финского гранита.

В храме бережно сохраняются святыни Русской православной церкви, главная из которых список чудотворной иконы Божией Матери Казанской.

В годы советской власти в соборе находился Музей истории религии и атеизма. В 1991 начался процесс возвращения здания РПЦ, который к 2000 году был полностью завершен.

В настоящее время настоятелем Собора Казанской иконы Божией Матери является митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

При посещении храма нужно придерживаться принятых церковных правил. Это действующий храм, который выполняет религиозные, а не туристические функции.

Адрес: Казанская площадь, дом 2. Ближайшие станции метро Гостиный двор и Невский проспект.

Стрелка Васильевского острова

Стрелка Васильевского острова. Справа - здание Биржи (с колоннами)

Один из любимейших и во всем мире и самых «открыточных» архитектурных ансамблей Петербурга. Здесь в водных объятиях Невы здания Биржи, Ростральных колонн, полукруглых пандусов с круглыми гранитными шарами играют прекрасную каменную симфонию.

Колонны играли роль маяков, освещавших путь для входящих в Неву и покидающих ее судов. На самой Стрелке когда-то располагался порт.

Автор прославленного ансамбля — француз Жан Франсуа Тома де Томон. В 1805-1810 гг по его проекту было возведено здание Биржи, которое напоминает античный храм. Перед ним планировалось обустроить парадную пристань. С двух сторон Биржи, ближе к Неве, поставили Ростральные колонны, украшенные рострами и массивными скульптурами, изображающими морских божеств.

Для спуска к воде проложили пандусы с гранитными парапетами. Второй ярус спусков был декорирован львиными масками, которые держат в своих пастях кольца.

Про маски ходит много городских легенд. Самая известная из них гласит, что одна из львиных морд играет роль любовного сводника: стоит лишь поцеловать нос льва — и вскоре обязательно найдется тот или та, с кем сойдешься на всю жизнь.

Другая легенда говорит о том, что тем, кто уже нашел свою любовь, нужно вместе подержаться за кольцо маски сводника, и тогда все ссоры обойдут их стороной.

Может быть, именно поэтому на Стрелку стремятся попасть молодожены в день свадьбы.

Восточный мыс Васильевского острова, на котором находится Стрелка, с течением времени не оставался статичным и постепенно застраивался новыми зданиями, все они гармонично вписывались в облик Северной столицы.

В архитектурный ансамбль Стрелки, помимо уже упомянутых Биржи и Ростральных колонн, входят также Северный и Южный пакгаузы, Кунсткамера, здание Академии наук и его музейный флигель, Двенадцати коллегий, Новобиржевой гостиный двор, таможня, институт акушерства и гинекологии имени Отта.

Со Стрелки особенно четко прослеживается Небесная линия Санкт-Петербурга, определение которой дал Дмитрий Сергеевич Лихачев: преобладание горизонтальных линий крыш домов над вертикальными.

Адрес: Стрелка Васильевского острова, Биржевая площадь, дом 4. Ближайшие станции метро Адмиралтейская, Спортивная-2, Василеостровская.

Дом Зингера

Дом Зингера

Более известный как «Дом книги», один из самых узнаваемых символов Санкт-Петербурга.

Здание было построено в 1902-1904 гг. по проекту Павла Сюзора для компании-производителя швейных машин «Зингер». Дом компании— великолепный образец архитектуры начала XX века, которые собрал в себе лучшее из стиля модерн. При строительстве были использованы все инновационные технологии того времени: металлические каркасы для больших витражных окон, лифты, паровое отопление.

В доме разместили внутренний дворик со стеклянной крышей — атриум, а водосточные трубы спрятаны внутри. Подробнее об особенностях строительства Дома Зингера и его истории мы рассказали здесь.

С эстетической точки зрения особый интерес представляет собой стеклянный купол здания, увенчанный стеклянным же глобусом и окаймленный скульптурными композициями.

Купол обошел собой действующий архитектурный регламент, по которому в Петербурге было запрещено строить здания выше Эрмитажа. Как оказалось, это касалось только фасадов, а не башен и куполов. Благодаря хитрости архитекторов, купол Дома книги — одна из самых красивых доминант Невского проспекта.

В настоящее время в Доме Зингера находится штаб-квартира «ВКонтакте» (VK) и широко известный в интеллектуальных кругах магазин «Дом книги».

На первых двух этажах организовано общественное пространство, где можно приобрести книги, выпить кофе с видом на Невский проспект и Казанский собор или и просто же встретиться и пообщаться с друзьями.

Адрес: Невский проспект, дом 28. Ближайшие станции метро Гостиный двор и Невский проспект.

Соборная мечеть

Соборная мечеть

Построена в последнее десятилетие правления династии Романовых. Торжественная закладка культового сооружения состоялась 3 февраля 1910 году, первая коллективная молитва была прочтена в конце февраля 1913 года.

Среди горожан новый храм часто называли Татарской мечетью, так как деньги для его строительства собирала в основном татарская община. Затем название трансформировалась в более простое — мечеть.

Представляет собой архитектурный памятник северного модерна, отражающий одновременно все каноны исламских традиций строительства. Автор проекта Николай Васильев.

Гранитные стены сооружения украшают главная арка, два минарета и купол, облицованные майоликой в голубых тонах. На первом этаже храма молятся мужчины, на втором — женщины. Входы в мечеть есть с улицы и со двора, для женщин предусмотрен отдельный проход.

В годы советской власти в мечети не проводились религиозные обряды и богослужения, в какой-то момент ее помещения даже использовали для нужд овощебазы.

В 1956 году храм вернули мусульманам. Считается, что случилось это после посещения Ленинграда бывшего президента Индонезии Ахмеда Сукарно.

Проезжая мимо красивой мечети, Ахмед Сукарно выразил желание в ней помолиться. Советские чиновники оказались в неудобном положении, так как пришлось дать отказ, что нарушало правила гостеприимства и могло сильно обидеть высокого гостя.

Больше никому не захотелось быть неучтивым к восточным властителям, и мечеть была вновь открыта для молитв.

В настоящее время мечеть может посетить каждый желающий, обязательно соблюдая при этом религиозные мусульманские правила.

Адрес: Кронверкский проспект, дом 7. Ближайшая станция метро Горьковская.

Государственный Эрмитаж

Залы Эрмитажа

Ermitage в переводе с французского означает приют отшельника, место уединения. Изначально так именовали дворцовый флигель, где Екатерина II хранила коллекцию произведений искусства. Флигель полностью оправдывал свое название: «Всем этим любуются только мыши да я» — писала императрица про свою коллекцию. Однако свое собрание художественных ценностей не прекращала пополнять. Дело продолжили и ее царственные потомки.

В 1852 году коллекция заняла здание Нового Эрмитажа, где был открыт публичный музей.

Сегодня в Эрмитаже хранится более трех миллионов экспонатов, все они подлинные, копий и слепков среди них нет. В музейных залах вы увидите:

  • древнее искусство и археологические находки с территории бывшего СССР, в том числе скифское золото;
  • западноевропейское искусство со знаменитыми художественными шедеврами, среди которых «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи;
  • парадные залы Зимнего дворца, посвященные русской культуре;
  • прославленную коллекцию картин импрессионистов, размещенную в здании Главного Штаба.

Зимний дворец, в котором хранится основная часть коллекции Эрмитажа, построили в 1754 — 1762 годах по проекту Бартоломео Франческо Растрелли. С 1762 по 1904 годы дворец был официальной царской резиденцией.

Перед Эрмитажем находится Дворцовая площадь с ее знаменитой воздвигнутой в честь победы в войне 1812 года Александровской колонной, также известной как Александрийский столп. Столпом назвал колонну Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении «Памятник», посвященному самому себе.

Адрес: Дворцовая набережная, 32. Ближайшая станция метро Адмиралтейская.

Адмиралтейство

Адмиралтейство

Главное Адмиралтейство — здание бывших морских верфей, начало строительству которых было положено в 1704 году лично императором Петром I. В 1705 году с них уже были уже спущены на воду первые корабли.

Верфи много перестраивались. Всем известный облик зданий в стиле русского классицизма Адмиралтейство приняло во второй половине XIX века.

«Адмиралтейская игла», шпиль на центральной башне, названный так легким слогом Александра Сергеевича Пушкина, является доминантой не только архитектурного ансамбля верфей, но и исторического центра Петербурга. Как все дороги в мире ведут в Рим, так три главные магистрали города: Невский и Вознесенский проспекты, Гороховая улица сходятся к Адмиралтейству (или расходятся от него).

Маленький кораблик на шпиле Адмиралтейской башни — один из главных символов Северной столицы. Помимо шпиля с корабликом, башня также украшена скульптурными композициями и барельефами, которые воспевают морское могущество России.

От здания башни расходятся фасады зданий в п-образной форме. Их протяженность составляет 407 метров.

В настоящее время, как и в былые время, в Адмиралтействе базируются ведомства Военно-морского флота РФ, поэтому не удивляйтесь стоящим на карауле морпехам — они и правда охраняют вход и выход. Ни музея, ни какого-то общественного пространства внутри нет. Полюбоваться «квартирой» ВМФ туристы могут только снаружи.

Адрес: Адмиралтейский проезд, 1. Ближайшая станция метро Адмиралтейская.

Царское Село (Пушкин)

Екатерининский дворец в Царском Селе

Дворцовый Царскосельский парковый ансамбль в городе Пушкин — одна из самых известных загородных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Его главная драгоценность — Екатерининский дворец, а главная драгоценность дворца — Янтарная комната.

Екатерининский дворец — официальная летняя резиденция трёх российских монархов: Екатерины I, в честь которой и назван, Елизаветы Петровны и Екатерины II.Образец позднего барокко. Интерьеры императорской резиденции роскошные: в золоте, резном декоре, зеркалах и шелках.

В отделке комнаты преимущественно использовался янтарь, в связи с чем, она и получила свое название. Янтарная комната бесследно исчезла во время Второй мировой войны. Воссоздание янтарной драгоценности велось с 1981 по 2003 годы. В настоящее время Янтарная комната полностью воспроизведена.

Екатерининский дворец окружают прекрасные парки — Екатерининский и Александровский. Зеленые сады, пруды, замысловатые павильоны создают великолепную романтическую атмосферу.

Рядом с Екатерининским дворцом находится еще один дворец, Александровский, построенный в 1792—1796 годах по проекту Джакомо Антонио Доменико Кваренги. Александровский дворец был резиденцией семьи Николая II, последнего императора Российской империи.

Другой ключевой объект города — Императорский Царскосельский лицей, в котором учился будущий государственный служащий Александр Сергеевич Пушкин. Он-то (госслужащий) и дал в 1937 году имя городу. Но, конечно, благодаря, как вы знаете, вовсе не своей службе.

В лицей стоит зайти, чтобы посмотреть на систему элитного образования начала XIX — начала XX (лицей проработал до 1917 года) веков и заодно получше узнать истории товарищей великого поэта, также сделавших блестящие карьеры. Один только последний канцлер империи князь Александр Горчаков чего стоит.

Адрес: Санкт-Петербург, г. Пушкин.

Петергоф

Петергоф

Город на южном берегу Финского залива, основанный в 1710 году по указу Петра I. Как-то не звучит.

Морская резиденция Петра I с изумительными ландшафтными парками, великолепно «выточенными» скульптурами и грандиозными поражающими воображение фонтанами. Вот так гораздо лучше и, что важно, более точно описывает суть Петергофа.

После того, как император побывал в Версале и увидел необыкновенные по красоте фонтаны, его не покидала мысль создать в России подобное чудо. Изначально водные затеи Петр планировал разместить в Стрельне, которая находилась ближе к Петербургу, но технически это оказалось невыполнимо.

Тогда будущую столицу фонтанов было решено перенести в Петергоф, где к тому времени уже строился Большой петергофский дворец. План оказался удачным во всех отношениях, и русский Версаль уже почти 300 лет гремит на весь мир.

Большой дворец и фонтаны Нижнего парка – самые известные достопримечательности Петергофа.

Каскад фонтанов в Нижнем парке — царство воды и золота. Его скульптурное убранство прославляет морское могущество России.

В середине каскада — «Самсон, раздирающий пасть льва». Высота струи, вырывающейся из пасти льва достигает 21 метра. Над водным каскадом высится Большой дворец, построенный в стиле елизаветинского барокко.

Нижний парк с его более чем 150 фонтанами — шедевр ландшафтного и садового искусства. Публика обожает гулять среди его розовых садов, тенистых аллей, уютных павильонов и фонтанов.

В Петергофе, помимо знаменитых фонтанов, есть и другие, не менее прекрасные дворцы и парки: Дворец «Коттедж» в Александрийском парке, Луговой парк с водонакопительными каналами и прудами для бесперебойной подачи воды к фонтанам Петергофа, парк Сергиевка, Английский парк и другие природные и архитектурные достопримечательности.

Адрес: Санкт-Петербург, г. Петергоф. Читайте наш текст о том, как добраться до Петергофа.

Кронштадт

Морской собор в Кронштадте

Морская крепость на острове Котлин в часе езды от основной части Петербурга. Таким построил Кронштадт Петр I в 1704 году для обороны формирующегося «окна в Европу» с моря, таким он был до начала XX века. Затем, уже при советской власти, превратился в военно-морскую базу.

У крепости, остатки которой вам покажут на экскурсии, были «помощники» — знаменитые форты: тоже крепости, воздвигнутые на искусственных островах в Финском заливе.

Кронштадт — город в городе, что административно (почтовый адрес пишется как «г. Санкт-Петербург, г. Кронштадт, улица такая-то»). Родина радио, первой операции под наркозом, бездымного пороха и других изобретений. Остров был долгое время фактически изолирован, сообщение только по воде или льду, поэтому здесь есть все то, что и на «большой земле»: свой Гостиный двор, свой Обводный канал, свои разводные мосты и свой Летний сад.

Сегодня это все та же военно-морская база, и в этом очарование: военные корабли у причала, военные моряки и офицеры на улицах, пушки, смотрящие дулами на залив. Около 70 достопримечательностей, и это кроме фортов.

Основные: футшток (по нему рассчитывается высота над уровнем моря на пространстве СНГ, сам он находится на отметке 0), Петровский дом, Морской собор, навесной Макаровский мост, те самые остатки Кронштадтской крепости, Петровская набережная с кораблями, Створный маяк, парк «Остров фортов» (форт только один, до него можно дойти пешком), Музей военно-морской славы с настоящей подводной лодкой внутри.

Форты лучше всего посмотреть во время морского путешествия из Петербурга на метеоре или во время экскурсии на теплоходе, который отправляется из самого Кронштадта.

Адрес: Санкт-Петербург, г. Кронштадт. Читайте наш текст о том, как доехать до Кронштадта.

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор

Одно из достопримечательностей, которые не нуждаются в представлении.

Автор архитектурного шедевра, архитектор Огюст Монферран, вложил в проект весь свой талант и жизненные силы. Строительство храма, точнее его последней, четвертой, версии, которую вы сейчас и видите, продолжалось 40 лет — с 1818 по 1858 годы.
Что ж так долго? Ну вот смотрите.

Для фундамента собора по всей Сенатской площади были забиты дубовые сваи в количестве 10 762 штук. Высота храма составила 101,5 м. Золоченый купол был только третьим в мире, выполненным из металлических конструкций. Фасад здания украсили 112 колонн, скульптуры и горельефы. На внутреннее убранство было потрачено 400 кг золота, 16 тонн малахита, 500 кг лазурита и тонны бронзы. Площадь мозаичного покрытия — 6 500 квадратных метров, это чуть меньше, чем футбольное поле по стандартам ФИФА.

В настоящее время Исаакиевский – и музей и храм пространство. В левом пределе храма по вечерам проводятся богослужения, вход для прихожан свободный.

Со смотровой площадки колоннады Исаакиевского собора открывается великолепный вид на исторический центр Санкт-Петербург. Для подъема на нее на высоту 40 метров надо преодолеть винтовую лестницу из 262 ступеней.

Между Исаакиевским собором и набережной Невы на Сенатской площади высится блистательный Медный всадник (о нем ниже).

Адрес: Исаакиевская площадь, д 4. Ближайшая станция метро Адмиралтейская.

Медный всадник

Медный всадник

Редкий в Петербурге памятник, история создания которого интереснее самого произведения. Почему так получается: во-первых, поиск художественных решений, разработка модели и непосредственно сооружение действительно интригующи; во-вторых, про сам памятник вы и так все знаете: стоит на Сенатской площади, рядом Исаакиевский собор, конь топчет змею, на коне сидит Петр I, воспет в поэме Пушкина «Медный всадник», символизирует победу человека над природой и все такое прочее.

А что же такого в истории?

  • Первый момент: долго делали. Контракт со скульптором Этьеном Фальконе подписали в 1766 году, а всадник появился только в 1782 году. Конечно, на фоне тех 40 лет, что возводили Исаакий, эти 16 могут показаться чем-то мелковатым. Ну так то собор, а это — всего лишь композиция из постамента, коня, змеи и человека.
  • Второй факт: Фальконе рекомендован Екатерине II, которой и принадлежит инициатива, французским просветителем Дени Дидро. Можете загадать загадку о следе, который оставил великий француз в скульптуре Петербург, уверены, мало кто отгадает.
  • Третий касается гранитного постамента, прозванного Гром-камнем. Выкопали его в нынешних границах Петербурга, возраст валуна вполне может быть в районе 1,5 млрд лет(!).
    Объем был такой, что на его месте, которое заполнила вода, теперь находится Петровский пруд. А вес был более 2000 тонн, поэтому везли в город по сухопутной части маршрута лишь зимой: летом под тяжестью проседала почва.
    По водной части — на специально построенном судне, плоскодонной барке. Вы многое знаете постаментов, удостоенных в «Википедии» отдельных статей? У Гром-камня она есть.
  • Четвертый факт: голова Петра сделала не Фальконе, а его ученицей Мари Анн Колло. У мастера ничего не получалось, а вот ученица справилась за ночь. Видимо, хорошо учил.
  • Пятый: отливка шедевра началась в 1775 году, за семь лет до «воцарения» Петра на Сенатской. Почему так долго? Это отдельный детектив, о котором надо писать отдельную же книгу, не то что пост.
    Лопались трубы, приглашенные специалисты тупили, чем тормозили процесс, сам Фальконе ругался со знатью, а в 1778 году вообще уехал из России и при этом забрал с собой чертежи и расчеты. Доводил памятник до конца в итоге Юрий Фельтен.

А уж какой насыщенной жизнью начал жить сделанный из бронзы «Медный всадник» после своей «инаугурации»… Про него слагают легенды до сих пор, хотя казалось бы: где человек на коне и где мистика?

Адрес: Сенатская площадь.

Спас на Крови

Спас на Крови

Полное название: Собор Воскресения Христова на Крови. Построен в 1883 году в память об императоре Александре II и его трагической гибели и непосредственно на ее месте.

Александр II был убит 1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала, ныне канала Грибоедова. Смерть императора потрясла его сына, Александра III, который и распорядился возвести храм.

Проекты будущего собора Александр III просматривал лично и остановил выбор на чертежах архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия.

Храм построен в русском стиле с применением новых технологий того времени. Здание электрифицировали и осветили 1689 лампами.

Самое сильное впечатление от собора оставляют мозаичные панно, посвященные жизни Спасителя. Их площадь составляет более 7065 квадратных метров. Стены храма отделаны ценными минералами. Центральный иконостас с карнизом в виде резных кокошников из цветного мрамора изготовлен мастерами из Генуи.

Особое место в храме занимает сень (навес) на яшмовых колоннах, с топазовым крестом. Находится она над участком булыжной мостовой, омытой кровью убитого царя.

Днем храм работает как музей, вечером в нем проводят богослужения.

Адрес: набережная канала Грибоедова, 2Б. Ближайшая станция метро Невский проспект.

Смольный собор

Смольный собор

Полное название: Воскресенский всех учебных заведений Смольный собор. Был заложен 30 октября 1748 года указом императрицы Елизаветы. Незадолго до своего сорокалетия императрица задумалась о грядущей старости и решила построить монастырь, где могла быть настоятельницей для девиц из благородных семей и тихо с достоинством закончить свои дни.

Проект Воскресенского Новодевичьего монастыря был поручен Франческо Бартоломео Растрелли. Под будущую святую обитель в стиле барокко выделили участок бывших смоляных заводов на берегу Невы. По этому месту и получил название Смольный собор.

Средств в его строительство было вложено немало, но Семилетняя война, а потом и другие перипетии помешали быстро закончить грандиозный проект. В последующие годы храму уделялось мало внимания, и лишь при Екатерине II на территории монастыря открыли «Воспитательное общество для девочек».

При правлении Николая I, через 87 лет после начала строительства, долгострой сумели завершить.

20 июля 1835 года Смольный собор получил статус собора всех учебных заведений.

В советское время в храме находился бункер с противоатомной защитой, какое-то время в помещениях размещалась экспозиция Музея истории Ленинграда «Ленинград сегодня и завтра».

В настоящее здесь проводят концерты хорового пения, организована экспозиция, посвященная истории Смольного института благородных девиц. На верхнем ярусе расположилась смотровая площадка, открытая для посещения.

В 2015 году здание собора официально передали в ведение Русской Православной церкви, и в храме также проводятся богослужения для всех желающих.

Адрес: площадь Растрелли, 1. Ближайшая станция метро Чернышевская.

Летний сад

Летний сад

Первый регулярный парк в Петербурге. Основан по указу Петра Великого в 1704 году для своей будущей резиденции.

В петровские времена в саду высаживали в основном только однолетние растения – летники, поэтому сад и стали называть Летним. Позже, чтобы осушить земли, здесь посадили большое количество деревьев. Статуи и фонтаны появились в саду, как и многое другое в Петербурге, благодаря Петру I.

С 1721 года Летний дворец стал официальной царской резиденцией. В саду начали проводить петровские ассамблеи.

Из-за климатических условий, которые наносили непоправимый урон строениям, скульптурам и ландшафту, сад неоднократное количество раз перестраивался.

Знаменитая решетка Летнего сада, великолепный образец классицизма, появилась при Екатерине II. Авторство ее до сих пор оспаривается, но никто не опровергает тот факт, что это одна из самых красивых оград в мире.

Зеленый островок изрядно потрепали в последние годы. Оригиналы скульптур заменены копиями, зеленые насаждения измучены бесконечными пересадками, стрижками и кошением. Свою неповторимую атмосферу Летний сад понемногу теряет, но по-прежнему уютен и великолепен.

Адрес: остров Летний сад. Ближайшая станция метро Невский проспект.

«Лахта Центр»

Лахта Центр

Комплекс строений с самым северным небоскребом в Европе, он же — самое высокое здание на континенте. Башня небоскреба уходит в небо на 462 метра.

В «Лахта Центр» входит помимо небоскреба разноэтажное многофункциональное здание (МФЗ), здание арки главного входа, комплекс зданий и сооружений (КЗС) и стилобат.

Фундаменты сооружения опираются на 3480 свай. Весь комплекс отделан многослойным термоотражающим стеклом со специальным матовым покрытием серо-голубого цвета.

Архитектурное решение Лахта Центра, по замыслу разработчика проекта, компании RMJM, должно было отзеркалить символы Северной столицы: шпили соборов и бескрайнее небо.

Однако петербуржцы ничего такого не заметили и прозвали башню «кукурузиной». Впрочем, постепенно отношение к «Лахту Центру» меняется в лучшую сторону, что подтверждает постоянное увеличение количества его фотографий в социальных сетях. Многие любят рядом с ним гулять, а именно на его художественно оформленной набережной.

В общественно-деловом комплексе разместятся: панорамный ресторан, планетарий, образовательный центр, медицинский центр, спорткомплекс, торговая зона и офисы. Основная часть будет отдана под штаб-квартиру «Газпрома».

Смотровая площадка «Лахта Центра», несомненно, станет невероятно популярным объектом для посещения. Она расположена на высоте 378 метров, что гарантирует захватывающий вид.

Адрес: Лахтинский проспект, дом 2, корпус 3. Ближайшая станция метро Беговая.

Кунсткамера

Кунсткамера

Kunstkammer — так в Европе с XVI века немецким словом называли шкафчики для хранения редкостей рукотворного и естественного происхождения. Коллекции с невероятными экспонатами были у многих состоятельных людей.

В России «шкафчик» Петра I разросся до гигантских размеров и стал первым публичным государственным музеем. Его полное название – музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии наук.

Кунсткамера прежде всего известна своим залом с коллекцией анатомических аномалий, которую собрал нидерландский аптекарь и ученый Фредерик Рюйша. Петр I не пожалел денег на выкуп этих экспонатов и привез их в Петербург.

Решение Петра оказалось невероятно дальновидным. «Уродцы» привлекают в музей самую разнообразную публику, что позволяет познакомить ее с другими не менее интересными, но более значимыми для расширения кругозора экспонатами.

Залы Кунсткамеры знакомят посетителей с историей культурой народов России и всего мира; с историей развития русской науки. Часть экспозиции посвящена жизни и деятельности русского гения, ученого-самородка Михаила Васильевича Ломоносова. В музее бережно сохраняются личные вещи ученого.

Коллекции Кунсткамеры собраны с большой любовью к истории России. После визита в музей как минимум хочется пересмотреть две советские выдающиеся киноработы: «Россия молодая» и «Михайло Ломоносов». Но лучше это делать до посещения, музей тогда зайдет на ура, и вам не захочется оттуда уходить.

Адрес: Университетская набережная, 3. Ближайшие станции метро Адмиралтейская, Спортивная-2, Василеостровская.

Здание Двенадцати коллегий

Здание Двенадцати коллегий

Построено в 1722 году. Коллегии в петровские времена представляли собой прототипы современных министерств. К примеру: «мануфактур коллегия» — министерство легкой промышленности и торговли, «штатс-контор-коллегия» — министерство финансов, «вотчинная коллегия» — министерство земельных и имущественных отношений.

Проектировали здание Доменико Трезини, любимый архитектор Петра Первого, и Теодор Швертфегер. По их замыслу каждая коллегия должна была занять одну из двенадцати идентичных трехэтажных секций здания. Все секции имеют свою крышу и выступающий ризолит, благодаря чему создается впечатление, что это не единое строение, а двенадцать домов.

В 1804 году здание Двенадцати коллегий передали Педагогическому институту, еще через 30 лет Санкт-Петербургскому университету и с тех пор оно не меняло своего профиля.

Здание университета — классический образец петровского барокко. Несмотря на неоднократные внешние и внутренние перестройки, в нем сохранился дух петровского времени. Времени, когда Российская империя (с 1722 года) уделяла большое внимание образованию, открывала свои двери для предприимчивых и талантливых иноземцев, благодаря чему стремительно развивалась.

Здание стоит по отношению к набережной не фронтально, а боком, что выглядит крайне необычно. Так было сделано неслучайно.

За строительство отвечал губернатор Петербурга и сподвижник Петра I, очень хитрый Александр Меншиков. Рядом с коллегиями Петр разрешил Меншикову построить дворец и отвел под него ту землю, которая останется после коллегий.

Если бы «министерия» встала бы к Неве фасадом, то для Меншикова осталась бы площади, достаточная разве что для кровати и прикроватной тумбочки. Александр Данилович и нашел тот выход из ситуации, который мы теперь видим.

Адрес: Университетская набережная, дом 7. Ближайшие станции метро Василеостровская, Спортивная-2 и Адмиралтейская.

Русский музей

Русский музей

Самый русский из всех музеев мира и самое большое собрание русского изобразительного искусства в мире. Основан самым русофильным российским императором Александром III в 1895 году, который пожелал собрать все русское в одном месте. И вплоть до падения самодержавия в 1917 году прямо так и именовался — Русским музеем Императора Александра III.

Что важно знать. Сегодня музей — не одно какое-то здание и даже не одно какое-то учреждение. Русский музей охватил много зданий и вобрал в себя Михайловский замок, про который мы написали выше, Строгановский дворец, Летний дворец Петра I, Дом Петра I, Летний сад, Михайловский сад, Мраморный дворец. И Михайловский дворец, который являлся самым первым его зданием и как-то умолчанию считается его «штаб-квартирой» (именно его адрес указан внизу текста). Здесь находится его главная коллекция.

Что до всего собрания, то оно многообразно, сколь многообразно и само русское искусство возрастом тысячу лет. Религиозная живопись, художественная живопись различных жанров, скульптура, мебель, оружие. В общей сложности более 440 000 экспонатов периода с X века до XXI-го.

Мы назовем несколько картин, и вы точно про них слышали, даже если не интересуетесь живописью вообще. Итак: «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, «Девятый вал» Ивана Айвазовского, «Бурлаки на Волге» и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Ильи Репина, «Переход Суворова через Альпы» Василия Сурикова. Вы видели их репродукции, а здесь они в оригинале.

На всякий случай: «Черный квадрат» Казимира Малевича висит в Третьяковской галерее. А в Русском музее — его «Черный круг» («Черный крест», третья картина триптиха, в Париже).

Если вы сюда собрались, то постарайтесь приурочить визит к выставке известного художника. Русский музей такое любит и умеет устраивать: собирает произведения, скажем, Репина или Сурикова из разных мест и показывает.

Правда, учтите, что и очередь на такие собрания обычно занимает несколько десятков метров и несколько десятков минут.

Адрес: Инженерная ул., 2-4А.

Михайловский (Инженерный замок)

Инженерный замок

Построен в 1797—1801 годах по указу Павла I в качестве своей резиденции. В работе над архитектурным проектом принимали участие: Василий Иванович Баженов, впоследствии отстраненный от работы по причине конфликта с императором или болезни; Винченцо Бренна, и сам Павел I, который самолично выполнил несколько чертежей.

Михайловский дворец, который по стилистике напоминает средневековый замок, изначально был окружен рвами, через которые были перекинуты подвесные мосты.

В резиденцию было достаточно сложно проникнуть, но это не спасло жизнь императора. Через 40 дней после торжественного заселения царской семьи в новый дворец, Павел I был убит в собственной спальне.

Спустя короткое время Михайловский замок покинули члены царской семьи.

В 1819 году помещения передали Главному инженерному училищу, отсюда появилось второе название замка.

В советское время помимо инженерного училища во дворце разместились другие государственные учреждения.

С 1991 по 1994 годы постепенно все помещения перешли под крыло Русского музея. В настоящее время для посетителей открыты несколько залов, где можно познакомиться с дворцовыми интерьерами времени Павла I, по которым, возможно, до сих пор бродит призрак императора.

По крайней мере, при посещении дворца мистическая атмосфера ощущается. Памятник Павлу I, установленный во внутреннем дворе замка, усиливает это чувство.

В помещениях дворца также открыты экспозиции с работами известных русских художников, с иконописью и образцами древнего русского искусства.

Адрес: Садовая улица, 2. Ближайшая станция метро Гостиный двор.

Большой Гостиный двор (БГД)

Большой Гостиный двор

Старейший универмаг города, до сих пор действующий, а в последние годы также площадка для проведения различных культурных мероприятий.

Нынешний облик здание приобрело в 1761 — 1785 годах, когда Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот довел изначальный проект Варфоломея Варфоломеевича (Бартоломео) Растрелли до логического завершения.

Гостиный двор построен в стиле раннего классицизма. В плане строение напоминает трапецию неправильной формы. Здание двухэтажное. Первый этаж состоит из одинаковых арочных отсеков, которые в прошлые века отделяли магазины друг от друга. Второй этаж предназначался для складских помещений.

Рядом с Гостиным Двором со стороны Думской улицы построили еще Перинные ряды, где продавались пух и перья для матрасов, перин и подушек.

В 1963 годы здание рядов было разобрано в связи с закладкой новой станции метро Невский проспект. В 2000-2002 годах Перинные ряды были восстановлены. Перьев и пуха теперь, правда, в них не сыскать, но сувениры, ювелирные изделия, антиквариат, современную живопись приобрести можно.

26 июня 2021 года внутри Гостиного двора открыли новое общественное пространство — «Двор Гостинки». В центре двора — Домовый храм Преподобного Серафима Вырицкого. На территории пространства работают Музей истории купечества, кафе, есть фонтан.

Стены двора покрыты граффити. В общественном пространстве проводятся художественные фестивали, музыкальные концерты.

Попасть в «Двор Гостинки» можно со стороны Садовой улицы через арку в часы работы магазина. Вход свободный.

В Петербурге помимо Большого Гостиного двора есть еще малый. Так называют здание Никольских рядов на Садовой улице, 62. Никольские ряды — еще одно общественное городское пространство, где можно провести время и отметить любой праздник.

Адрес БГД: Невский проспект, 35. Ближайшая станция метро Гостиный двор.

Елисеевский магазин

Елисеевский магазин

Построен в 1902-1903 году по проекту Гавриила Васильевича Барановского.

Финансировало проект торговое товарищество «Братья Елисеевы». Здание в стиле модерн с гранитными стенами, огромными витражными окнами, богато украшенное большими скульптурами и барельефами, отражало благосостояние и преуспевание предприятия купцов Елисеевых.

Первый этаж здания был отдан под магазин, оборудованный по последнему слову техники начала XX века. Верхние этажи спроектировали для театральной сцены. В доме были также предусмотрены площади для ресторана, банка, жилых помещений.

В советское время магазин переименовали в «Гастроном № 1 «Центральный», но для ленинградцев он так и остался Елисеевским.

В 2010 года уникальный памятник торговой архитектуры внесли в федеральный перечень особо охраняемых объектов, с 2011 года в здании стали проводиться масштабные реставрационные работы.

В настоящее время магазин продолжает работать. Вы можете прийти сюда и на экскурсию.

У магазина купцов Елисеевых одна из самых красочных витрин на Невском. Оформлена она интерактивными фигурками персонажей нашумевшего балета «Щелкунчик», художником-постановщиком которого выступал Михаил Шемякин.

Крысиные носики на витрине живут своей жизнью и с чувством, с толком, с расстановкой занимаются важными делами, привлекая внимание разнообразной публики.

В магазине сохранены аутентичные интерьеры. Светло-зеленые тона, витражи, лепка на стенах, округлая мебель все напоминает о дореволюционной богатой купеческой России и кажется даже ассортимент товаров остался прежним.

На первом этаже, помимо магазина есть уютная кофейня с бесконечным ассортиментом пирожных, каждое из которых можно смело назвать произведением искусства.

Вверх по винтовой лестнице находится ресторан, где подают блюда высокой кухни.

На втором этаже — Театр комедии им. Н. П. Акимова. Спектакли театра пользуются неизменным успехом, и билеты на них лучше приобретать заранее.

Адрес: угол Невского проспекта, 56 и Малой Садовой улицы, 8. Ближайшая станция метро Гостиный двор.

Новая Голландия

Новая Голландия

Единственный рукотворный остров в историческом центре, сейчас еще и красивое общественное пространство.

Остров омывается рекой Мойкой, Крюковым и Адмиралтейским каналами. Первоначально остров был застроен деревянными амбарами для хранения леса и корабельного инструмента.

Позже было решено заменить деревянные постройки на более долговечные: каменные и кирпичные. Автором нового проекта Саввой Ивановичем Чевакинским было также предложено хранить лес в вертикальном положении для предотвращения его быстрой порчи.

Промышленные здания, как тогда было принято, построены из красного кирпича без отделки. Впрочем, кирпич тогда использовался настолько хорошего качества, что, несмотря на непростой климат Петербурга, прекрасно сохранил постройки до наших дней.

После отстранения Чевакинского, проектом занимался французский архитектор Жан-Батист Валлен-Деламо, его авторству принадлежит знаменитая арка Новой Голландии, возведенная в 1779—1787 годах.

В 1829 на острове появился корпус круглой формы, в нем разместилась тюрьма, куда отправляли матросов, нарушивших дисциплину. В народе это здание из-за его формы стали называть бутылкой. Отсюда, согласно одной из версий, и пошло крылатое выражение «лезть в бутылку».

В конце XIX века в Новой Голландии проводились испытания военных кораблей, для чего вырыли большие водные резервуары.

В советское время на острове базировались ведомства военно-морского флота. Почти 300 лет сюда не могла ступить нога простого человека. Однако современные реалии дали острову новую жизнь.

По проекту голландской компании West 8 здесь открылось новое общественное пространство «Новая Голландия» со свободным доступом для всех желающих. Бывшие промышленные здания заняли выставочные пространства, рестораны, кафе, магазины.

На месте одного из бассейнов разбили прекрасный луг, где летом на большом экране транслируются фильмы, а зимой заливают каток.

Помимо этого на острове бесконечное количество уютных местечек, например, в Садовой аллее и Травяном саду; также есть спортивные и детская площадки.

Новая Голландия теперь одновременно музей под открытым небом, где можно познакомиться с промышленной архитектурой XVIII и XIX веков, и популярное место отдыха жителей города. Вход в арт-пространство бесплатный.

Адрес: набережная Адмиралтейского канала, 2. Ближайшая станция метро Адмиралтейская.

Буддийский храм Дацан Гунзэчойнэй

Дацан Гунзэчойнэй

В городе его зовут просто Дацан. Памятник архитектуры, стены которого облицованы красно-фиолетовым гранитом, а форму не спутаешь ни с каким другим сооружением. Да вы и сами видите.

Самый первый буддийский храм в Европе. Когда-то был и самым северным. Сегодня самый северный находится в Якутии, но если вспомнить, что территориально Якутия это все же Азия, то выходит и петербургский до сих пор самый-самый.

Впрочем, его историческая «первость» и «северность» не главное, что в нем есть. То, ради чего приходят в построенный в 1909-195 годах Дацан, находится внутри его стен. Это храм с двумя буддийскими молебнами в день открытый для посещения всеми желающими.

Помимо молебнов деятельность у петербургских буддистов бурная. «Сидеть на берегу реки» и чего-то «ждать» — точно не про них. В дацане читают лекции, проводят образовательные программы, притом в сообществе с «официальной» высшей школой, показывают тематические кинофильмы, участвуют в социальной жизни города и проводят спортивные праздники с видами спорта, распространенными в тибетско-монгольской культуре, проводят лечебные сеансы. И устраивают экскурсии.

«Свет Будды» в Северной столице присутствовал не всегда. Гражданская война нанесла храму серьезный ущерб. В последующие годы советская власть буддистов, понятно, тоже не жаловала. Сначала в Дацане квартировала Тибето-монгольская миссия в СССР, затем ее в 1938 году ликвидировали с передачей предметов культа в Музей истории религии и атеизма и арестами лам.

После чего в храме что только не размещалось: и физкультурная база, и военная радиостанция, и зоолаборатория.

Только в 1990 году Дацан вернули Ленинградскому обществу буддистов. После стольких злоключений относиться к происходящему в жизни можно, наверное, только так, как учил Будда.

Адрес: Приморский проспект, 91. Ближайшая станция метро Старая деревня.

Ретротрамвай «Туристический Т1»

Ретротрамвай Туристический Т1

Усовершенствованная реплика советского четырёхосного трамвая ЛМ-33, который выпускался на Ленинградском вагоноремонтном заводе с 1933 по 1939 годы. Тот старый трамвай горожане называли «американкой». Курсировал он по улицам Ленинграда с 1933 по 1979 годы.

Копия трамвая была выпущена для проведения экскурсий по историческому центру Санкт-Петербурга. Ретротрамвай «Туристический Т1» внешне полностью повторяет облик своего предшественника, но в отличие от него отвечает современным требованиям к пассажирскому транспорту.

Трамвай оснащен электронной системой управления, вагон обогревается, пассажиры могут пользоваться аудио- и видеосистемами и USB-розетками.

Стандартный маршрут (периодически он может варьироваться) трамвая начинается от Музея городского электрического транспорта (Средний пр. В.О., 77) и проходит по историческом центру мимо Петропавловской крепости, Марсова поля, Троицкому мосту и пр.

Посадка на туристический маршрут производится только на территории экспозиционно-выставочного комплекса Музея городского электрического транспорта. Выйти из трамвая можно на любой остановке, но обратный вход не предусмотрен.

Адрес: Средний проспект Васильевского острова, 77. Ближайшая станция метро Василеостровская.

Развод мостов

Разведенный мост

Одно из самых прекрасных и романтических впечатлений, которое может подарить Санкт-Петербург. Ради только этого зрелища город хотят увидеть миллионы людей.

Разводка мостов проводится ежегодно в период навигации для обеспечения нормальной работы судоходства с апреля по ноябрь. Но, будничное хозяйственное мероприятие, вдруг в какой момент превратилось в самое романтичное.

Случилось это благодаря творческим людям, которые первые отметили особую атмосферу Северной столицы во время разведения мостов. Мосты как будто открывают свои крылья для всепоглощающей любви ко всему окружающему: белым ночам, гранитным набережным, прекрасным зданиям и людям, любующимся всем этим великолепием.

Всего в Петербурге 18 разводных мостов, 12 из них по регулярному расписанию разводят в период навигации.

Самым красивым из мостов считается Большеохтинский с его резными металлическими в форме арок пролетами.

Не менее впечатляет разведение Дворцового, Благовещенского, Биржевого, Троицкого, Литейного, Сампсониевского. Увидеть все открытые переправы можно во время ночного круиза на теплоходе по Неве.

Расписание развода мостов публикуется на официальном сайте «Мостотрест».

Адреса: гранитные набережные Санкт-Петербурга, на ночной круиз можно отправиться с любого причала в городе.

Мария Захарченко, Александр Михайлов

*по мнению редакции сайта «Окно в Петербург»

30 декабря 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарии, вы соглашаетесь с правилами сайта

© 2012 - 2024 Окно в Петербург: новости, экскурсии, музеи, развлечения, покупки, транспорт