Пятница, 24 сентября 2021 16 +   Подписка на обновления  RSS  О проекте  Сотрудничество
Популярно

Кунсткамера — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого

Кунсткамера — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого

Слово «кунсткамера» вошло в обиход русскоязычного человека в ироничном значении, синонима «цирка уродцев». Так называют сборище нелепых персонажей, отсылая слушателя к хранящейся в музее коллекции эмбрионов с анатомическими аномалиями. На самом же деле Кунсткамера является серьезным музеем с более 65 000 экспонатами, который собирает под своей крышей редкости со всего мира, а его коллекция дополняет Зоологический и Российский этнографический музеи. Недаром же он официально полностью зовется Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук.

Рассказываем, а самое главное, показываем, что вы здесь увидите. Про уродцев тоже будет (в самом конце).

Информация на странице обновлена в сентябре 2021 года.

История Кунсткамеры

Что означает это слово — «кунсткамера»? Оно произошло от немецкого Kunstkammer, что означает «кабинет редкостей». Так называли место хранения коллекций редких вещей, которые обладали исторической, научной или художественной ценностью. Это слово относилось и непосредственно к самой коллекции.

Петербургская Кунсткамера была основана в 1714 году Императором Петром I. Из исторических архивов известно, что российский государь много учился наукам и медицине, знал несколько иностранных языков, путешествовал, а потому мог воочию наблюдать зарождение эпохи Просвещения в Европе.

Понимая, что Россия не должна отставать от других стран, за годы своего правления он провел реформы, затрагивающие чуть ли не все сферы жизни. Реформа образования была одной из них, и она поспособствовала открытию школ, продвижению грамотности населения, созданию Академии Наук, библиотек и музеев. Любознательность Петра проявилась не только во внутренней политике, но и в личном увлечении. Из своих путешествий он привозил разные интересные вещи, покупал природные редкости, книги, приборы и оружие.

Первый российский император вообще был известный забавник. Для хранения всех этих диковинок и был создан «государев Кабинет», который последователи Петра Великого столетиями дополняли интересными объектами со всего мира. До наших дней он не только сохранился, но и превратился в полноценный музей — Кунсткамеру. К слову, самый первый музей в России.

Сегодня поход в Кунсткамеру — это кругосветное путешествие. Ее коллекция разделена на экспозиции по частям света: Северная и Латинская Америки, Африка, Ближний и Средний Восток, азиатские регионы. Прогулки по коридорам позволят «заглянуть» в каждый из этих уголков планеты, познакомиться с коренными жителями, узнать, из чего состоял их быт. И не только это.

Адрес, время работы, билеты, сайт Кунсткамеры

Адрес музея: Университетская набережная, дом 3

Как добраться до Кунсткамеры

— ближайшая станция метро Адмиралтейская, от нее пешком 15 минут через Дворцовый мост или 3 минуты на автобусе и троллейбусе с ближайшей остановки на Невском проспекте (сам проспект нужно перейти от метро);
— с любой остановки на Невском проспекте автобусы 7 и 24; троллейбусы 1, 10 и 11. Выйти на остановке Университетская набережная (сразу после Дворцового моста);
— с Петроградской стороны автобус 191, выйти на остановке Биржевая площадь.

Сайт: https://www.kunstkamera.ru/

Телефон: + 7 812 328 08 12

Время работы: вторник — воскресенье с 10:00 до 18:00, понедельник — выходной.
Кунсткамера открыта на вход до 17:00
Последний вторник каждого месяца — санитарный день.

Билеты в Кунсткамеру

— взрослые — 400 рублей;
— льготные — 100 рублей.

День бесплатного посещения для индивидуальных посетителей — третий четверг месяца в период c сентября по апрель.

День бесплатного посещения для членов многодетных семей граждан России и Беларуси — второй четверг каждого месяца.

Приобрести электронные билеты онлайн можно на сайте музея, в этом случае за вами будет зафиксировано время посещения. Имейте в виду: билеты онлайн продаются только за полную стоимость.

Макси обязательны!

Кунсткамера предлагает и большой выбор экскурсий разных форматов, от обзорных по всей экспозиции до тематических и игровых для самых маленьких. Каждую из них необходимо заказывать заранее через сайт музея.

Посещение башни Кунсткамеры и расположенных в ней экспозиций возможно только в формате индивидуальной экскурсии с фиксированным временем посещения для группы до 4 человек.
Стоимость 2700 рублей с группы.
Экскурсионная путевка приобретается заранее онлайн по ссылке.

Для общего знакомства с экспозицией музея рекомендуется обзорная экскурсия:
— для группы взрослых до 15 человек — 7500 рублей;
— для группы учащихся до 15 человек — 3000 рублей;
— для смешанной группы (7 взрослых и 7 учащихся) — 5000 рублей.
Заказ с помощью онлайн формы по ссылке.

Экспонаты Кунсткамеры

Экспозиция Кунсткамеры находится в стеклянных витринах, где выставлены фигуры представителей коренного населения и предметы, которыми они пользовались: транспорт, оружие, ритуальные атрибуты, посуда, одежда, украшения и многое другое.

Все экспонаты — подлинные, уникальные, многие из них существуют в единственном экземпляре. Не в России, в мире.

Как мы уже упоминали, экспозиция разделена по частям света.

Осмотр начинается в зале Америки. Одна сторона посвящена Латинской Америке, а другая — Северной.

Одежда туземца Латинской Америки
Экспонаты в зале Латинской Америки относятся к началу XX века. Наибольшее внимание привлекают самые дальние стеллажи, в которых выставлена яркая вышитая одежда племен, населявших территории современных Колумбии и Панамы, а также атрибуты мексиканского Дня Всех Святых. Кроме того, мы увидим здесь разнообразные украшения и предметы охоты.

Фигурки жителей Латинской Америки

На фоне экспозиций об их северных соседях создается впечатление, что у южан было побольше времени для праздника: климат располагал, например, к скорее красивой одежде, чем теплой.

В зале Северной Америки мы путешествуем с севера на юг, и нас встречают фигуры представителей коренного населения: эскимосы, атапаски, танкиты, ирокезы, поселенцев равнин и Калифорнии. Бросается в глаза, как на фоне своих южных соседей индейцы Северной Америки вынуждены были гораздо больше внимания уделять одежде, обуви и обустройству своей жизни.

Одежда и предметы обихода коренных жителей Северной Америки

Несмотря на более ранний представленный период, XIX век, мы видим плотные ткани и меховые парки и даже нарты гренландских эскимосов.

Охотник и его оружие

А вот украшений почти нет, встречаются они лишь на стендах с ритуальными обрядами. Зато уж мимо этих фигур не пройдешь: с головы до ног одетые в черные перья шаманы уже готовы провести религиозный ритуал. Перья эти изначально принадлежали горным орлам и черным воронам. Калифорнийские индейцы верили, что эти птицы были священными и создали все живое. Занятно, что «святость» пернатых не означала неприкосновенность их оперения.

Отдельная полка посвящена играм — индейцы, оказывается, были азартными ребятами. У тлинкитов самой распространенной была игра в палочки: перед участниками стояла задача отгадать, в какой из пачек находится козырная палочка партнера. Выигрывал тот, к кому перешли все палочки. А вместе с ними переходило и имущество проигравшего.

А вот ирокезы с помощью палок, напоминающих биты с сетками, играли в мяч. Правила затерялись, но можно предположить, что это могло быть похоже на современный хоккей на траве.

На фоне Америки зал Японии поражает в первую очередь тем, насколько по-другому сложилась культура человека в этой части света к тем же XIX и XX векам. Все вокруг производит впечатление гораздо более продвинутой, размеренной и благородной жизни. Подробно описано производство шелка. Представлено холодное заточенное и начищенное оружие самураев, и его блеск завораживает.

Девушка на Свадебной церемонии и самураи

Обстоятельно показаны чайная и свадебная церемонии. Очаровывают игрушки для детей: проработанные до мелких деталей куколки, посудка и украшения не оставят никого равнодушными.

Японские игрушки

Следующим открывает свои двери зал Африки, и мы погружаемся в местную культуру земледелия, скотоводства и ткачества. Не обошли вниманием оружие, музыкальные инструменты и яркие украшения, без которых не представить образ жителей этого континента и сегодня.

Оружие, украшения, предметы быта африканских племен

Среди довольно ожидаемых африканских атрибутов быта внезапно находятся также и образцы иконописи на христианскую тематику: легко угадываются изображения Георгия Победоносца (нет, не в качестве местного божества, а как отражение влияния извне, в данном случае, очевидно, русского) и Девы Марии с Иисусом на руках.

Георгий Победоносец в исполнении африканского художника

Мы узнаем, что традиции эфиопской живописи уже более полутора тысячи лет, и с приходом на континент европейцев в творчество добавились библейские сюжеты. Хранящиеся здесь образцы относятся приблизительно к концу XIX и началу XX веков.

Секция Индии радует посетителей в первую очередь яркими костюмами. Традиционная одежда женщин — сари — представляет собой полотно ткани, расшитое узором. По манере повязывать ткань и вышивке можно было узнать касту, этническую принадлежность и благосостояние женщины, но в целом эта одежда отличается своей простотой.

Одна из индийских красавиц загадочно улыбается нам

Гораздо большее значение имеют украшения. Индийские женщины с удовольствием подчеркивают каждую часть своего тела: от мочек ушей до пальцев ног. Одна из индийских красавиц загадочно улыбается нам из своей стеклянной «комнаты».

Завершает этнографическую часть обширный зал о Ближнем Востоке и Азии. Монголия, Корея, Китай — каждой стране выделена своя секция.

Как и в предыдущих залах, посетители получают возможность рассмотреть предметы одежды и быта, оружие. Интересны макеты жилья и образцы транспорта.

Китайский рикша

Несколько объектов оставлены вне стеклянных ограждений, так что можно подойти к ним почти вплотную и посмотреть детали. Среди них, например, есть китайская ширма из шелка и черного дерева, которая датируется концом XIX — началом XX века.

Китайская ширма из шелка и черного дерева

Выставлены и большие курильницы в форме слонов. Подобные атрибуты украшали интерьеры дворцов и подносились в качестве дипломатических даров.

Большие курильницы в форме слонов

Уникальным экспонатом является Ладья Небесная. Это китайская механическая игрушка, приобретенная в Пекине в 1719-1720 годах, выполненная в форме традиционного прогулочного кораблика с пассажирами из слоновой кости. С помощью механизма игрушка приходила в движение. После пожара 1747 года долгое время считалось, что все объекты петровского времени утеряны, но спустя долгие годы ладья была найдена и восстановлена.

Посещение башни Кунсткамеры возможно лишь в сопровождении экскурсовода, но оно того стоит, если вы увлечены астрономией. В башне располагается первая обсерватория Академии наук.

Кроме того, хранится здесь и знаменитый Готторпский (Большой Академический) глобус диаметром более 3 метров. На внешнюю его поверхность нанесена карта Земли, а на внутреннюю — звездного неба.

Глобус создавался в середине XVII века, а в 1713 году был преподнесен Петру I в качестве дипломатического подарка. Что он собой представляет и как работает, хорошо объясняет сам директор музея Андрей Головнев в видео ниже (источник — официальная группа музея в VK):

В обширной и разнообразной коллекции музея выделяется естественнонаучная экспозиция, с которой, собственно, музей и начинался. Она располагается примерно в середине маршрута.

В этом зале выставлена сохранившаяся до наших дней часть коллекции препаратов животных, рыб, насекомых, которую из Голландии (сейчас страна называется только как Нидерланды) привез Петр I.

Коллекции жуков, бабочек и ракушек напоминают о многообразии животного мира.

Но наибольшее внимание посетителей неизменно привлекают препараты анатомических ошибок человека и животных. Наука с начала XVI века пыталась описать и объяснить их, и хотя полноценные исследования начались лишь в XIX веке, сегодня человечество уже точно понимает: виной генетические ошибки, а не какое-нибудь, например, проклятье. И все же, вид их щекочет нервы.

Экспонаты в формалиновом растворе

Многие экспонаты помещены в банки с формалиновым раствором, что позволяет сохранять их в первоначальном виде. В некоторых сосудах хранятся человеческие органы, но зачастую это целые тела младенцев, которым не суждено было родиться и жить.

Больше других впечатляют сиамские близнецы: таких точно не увидишь каждый день. Бедняжкам не удалось разделиться на клеточном этапе развития, и они так и выросли «в обнимку» в целых человечков. В Кунсткамере хранятся несколько таких образцов в форме эмбрионов и в форме скелетов. Есть здесь и скелет двухголового теленка.

В центр этой коллекции по-настоящему диковинных вещей в качестве одного из экспонатов помещена посмертная маска ее первого владельца — Петра I.

Посмертная маска Петра 1

Видите ли вы в этом иронию или символизм, решать вам.

Елена Егорова

11 сентября 2021

Обсуждение: 3 комментария
  1. Сергей Лимонов:

    Очень спорный музей.
    Там конечно нет ничего страшного, но удовольствия от просмотра всех этих ошибок природы тоже не получаешь. Я бы не пошел туда снова, но наверное там будет интересно и познавательно врачам и ветеринарам (особенно кто ещё учится), чтобы посмотреть как привычное может быть другим. И одному точно не стоит ходить, не страшно, нет, больше скучно.

    Ответить
    1. У многих Кунсткамера почему-то ассоциируется с уродцами и «ошибками природы» 🙂
      Однако там огромная экспозиция, никак не связанная с этим.

      Ответить
  2. Антон:

    Когда только собирался посетить Кунсткамеру, не раз слышал от многих друзей (кто живет в Петербурге), что выставка там не для слабонервных, неприятное зрелище уродцев в банках и прочее. Лично для меня на деле все оказалось по-другому: постоянная экспозиция очень интересная, с удовольствием посмотрел на диковинки природы из разных стран. Можно познакомиться с костюмами народов мира, их культурой. А экспонаты в банках с формалином не такие уж и страшные. Знаю, что там еще экскурсии проводят, но, как по мне, интереснее все осмотреть самому.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарии, вы соглашаетесь с правилами сайта

© 2021 Окно в Петербург