16 +  О проекте  Сотрудничество
Популярно

Поезд «Сапсан» Петербург — Москва: билеты, скидки, тарифы, услуги, советы путешественникам и многое другое

Поезд «Сапсан» Петербург — Москва: билеты, скидки, тарифы, услуги, советы путешественникам и многое другое

С «Сапсаном», казалось бы, чего проще: купил билет, сел и поехал. Но оказывается, что есть множество нюансов, причем во всех этих трех компонентах. Про эти нюансы уже давно написано, но в разных местах и далеко не все. Мы собрали в одном материале всю базовую информацию про «Сапсан» – билеты, скидки, классы обслуживания, какие выбрать места и все остальное, что имеет значение.

«Сапсан» как средство передвижения: самое основное

Поезд «Сапсан» ходит по маршруту Петербург — Москва и обратно.

Несколько лет эти поезда курсировали также между Москвой и Нижним Новгородом, но с 2022 года за высокоскоростное сообщение на этом маршруте отвечают «Ласточки».

Сегодня поезд «летает» между Ленинградским и Московским вокзалами.

Сделаем остановку, чтобы акцентировать ваше внимание. Не перепутайте:
— Ленинградский вокзал находится в Москве;
— Московский вокзал находится в Санкт-Петербурге.

(О вокзалах Петербурга мы писали здесь).

`Сапсан` на Ленинградском вокзале в Москве
Расписание на «Сапсан» вы можете посмотреть на официальном сайте Российских железных дорог.

Время в пути между Москвой и Петербургом на «Сапсане» составляет четыре часа и в целом сопоставимо со временем, которое вы затратите, если полетите самолетом.

В спорах о том, что же выбрать, поезд или самолет, единого мнения нет. Мы тоже вам его не подскажем. Многое зависит от обстоятельств поездки, в частности, от точки отправления в одном городе и точки прибытия в другом. Например, «Сапсан» едет из центра Москвы в центр Петербурга, но не все живут в центре и не всем в центр надо. А кто-то попросту боится летать и поэтому выбирает поезд.

Если подытожить, то плюсы поездки на «Сапсане» заключаются в том, что:

  • он отправляется из центра и прибывает в центр города;
  • перед посадкой только легкий досмотр багажа, нет утомительных раздевательно-проверочных процедур. Это оставляет шанс успеть на поезд даже в том случае, если обстоятельства задержали вас в пути на вокзал, и вы бежите по нему за пару минут до отправления поезда (никому не желаем такого приключения);
  • нет срывов отправления из-за непогоды, можно прогнозировать четко время убытия и прибытия, и в целом сбои в расписании РЖД — явление экстраординарное;
  • тем, для кого это не разовая поездка, а частое путешествие, система «РЖД бонус» позволяет время от времени покупать билеты бесплатно, в том числе и на высокоскоростные поезда. Авиакомпании тоже позволяют путешествовать за бонусные мили, но даже в этом случае берут плату за сбор. А вот с «Сапсаном» вообще не нужно ничего доплачивать, просто берете билет за баллы и едете. Кроме того, для накопления авиабонусов нужно выбирать какую-то конкретную авиакомпанию, расписание и расценки которой могут не всегда подходить, а с поездами проблема выбора решена заранее путем его отсутствия;
  • возврат билета на поезд в случае, если поездка отменилась, не составит труда: РЖД возьмет символическую комиссию размером 2,9 рубля, остальную сумму вернет. Подробнее о возвратах будет дальше;
  • в любой момент поездки в поезде можно вставать со своего кресла и свободно перемещаться почти по всему поезду.

Минусы поездки на «Сапсане»:

  • придется четыре часа сидеть в не самых удобных креслах (о них чуть ниже);
  • могут попасться не очень приятные или просто шумные попутчики. В самолете они тоже бывают, но там они хотя бы не обсуждают на весь вагон личные дела по телефону, да и лететь с ними всего лишь час;
  • в «Сапсане» нельзя курить. Вообще. В самолете тоже нельзя, но потерпеть один час или четыре часа – для многих есть разница;
  • цены, как правило, несколько выше по сравнению с самолетами.

«Сапсанами» управляет Дирекция скоростного сообщения ПАО «РЖД», а не «Федеральная пассажирская компания», к которой относятся все другие поезда, кроме «Аллегро», «Ласточки», «Стрижа» и электричек.

Контакты: единый информационный центр – 8 800 775 00 00 (бесплатно).

Для того, чтобы сесть в поезд без нервотрепки, крайне желательно приехать на вокзал заблаговременно. На пути к поезду необходимо будет дважды пройти через рамку и пропустить багаж через рентген: на входе в здание вокзала и перед перроном. Это занимает некоторое время. В среднем 20-30 минут достаточно.

При посадке вы показываете проводнику проездной документ и оригинал документа, удостоверяющего личность, — тот, который указан в билете. Если билет электронный, то показываете паспорт.

Кроме паспорта гражданина РФ для покупки билета можно использовать другие документы: заграничный паспорт РФ, военный билет, различные удостоверения личности и справки об отсутствии таковых.

Для детей до 14 лет можно показать нотариально заверенную копию свидетельства о рождении.

Из числа провожающих в вагон пускают только тех, кто помогает инвалидам, пожилым лицам и пассажирам с детьми.

В настоящее время «Сапсан» ходит между Москвой и Петербургом 13 раз в сутки в каждую сторону с 05.30 утра до 21.00 вечера. Каждые два часа в дневное время в каждом направлении отправляется два поезда с десятиминутным интервалом между собой. Пассажиры последнего рейса не успевают в Петербурге на метро. В Москве успеть можно, но перемещаться из одного транспорта в другой придется очень быстро.

«Сапсан» движется с максимальной скоростью на отдельных участках 250 км/ч. Средняя же скорость составляет, если разделить расстояние в 640 км на четыре часа в пути, 160 км/ч.

Поезд движется плавно по так называемому бархатному, то есть бесстыковому, пути, а значит, характерного перестука железнодорожных колес вы не услышите.

Нумерация вагонов начинается:
— на рейсах из Москвы в Петербург – с головы поезда;
— на рейсах из Петербурга в Москву – с хвоста поезда.

Некоторые любопытные технические детали устройства поезда (производство, габариты) и подготовки проводников и машинистов читайте в самом конце текста.

Расположение мест в «Сапсане» и устройство вагонов

Кресла в `Сапсане`

Все 10 вагонов в составе соединены сквозным проходом. Однако этого прохода нет между двумя 10-вагонными секциями, которые образуют сдвоенный «Сапсан».

Места устроены по самолетному принципу по два в ряд. Но в отличие от самолета часть сидений расположена по ходу движения поезда, а часть – против него.

Схема вагона `Сапсана` (эконом)

Схемы других вагонов смотрите на сайте Яндекс.Расписаний.

Кроме того, в каждом вагоне, кроме первого класса, есть места со столиками, за которыми люди сидят друг напротив друга, по два с каждой стороны.
Места со столиками

Совет: берите места за столиками, если вы едете с друзьями, коллегами или семьей. В противном случае вы играете в лотерею, ибо не знаете, кто окажется напротив вас. Это вполне может быть какой-нибудь шумный, чавкающий или просто малоприятный тип, смотреть на которого с расстояния в полметра придется все четыре часа. Ну или спасаться бегством в вагон-бистро, в котором, скорее всего, не будет мест. Кроме того, за столиком в экономических классах вам точно не удастся вытянуть ноги, поскольку они упрутся в сидящего напротив попутчика.

Места выбираются при заказе билета. Обратите на этот момент особое внимание, чтобы ехать по ходу движения, а не задом наперед, или не попасть за столик, когда вы это совсем не хотите.

В салонах всех вагонов есть вешалки для одежды и свободное место для хранения ручной клади.

В туалетах 6-го и 16-го вагонов находится столик для пеленания детей, в обновленных составах — в 9-ом и 19-ом.

Два больших табло в каждом из вагонов показывают маршрут, температуру воздуха за окном и скорость.

Розетки для зарядки мобильных телефонов и подключения других устройств есть только в вагонах классов «Экономический+», «Бизнес» (одна розетка между креслами) и «Первый» (у каждого кресла). В простом «экономе» они тоже есть, но лишь парочка на весь вагон.

Над каждым сиденьем расположены кнопки вызова проводника и включения освещения.

Во впередистоящее кресло встроен откидной столик по типу самолетного. Правда, поставить на него что-то существенное, например, ноутбук будет затруднительно.

Wi-Fi в «Сапсане» есть, но может работать не всегда хорошо. Рекомендуем рассчитывать и на ваш мобильный интернет. Он временами пропадает, но редко.

Важный момент: кресла в «Сапсане» не откидываются назад, как это принято, например, в самолетах. Они трансформируются несколько иначе: спинка чуть-чуть сползает вниз, а седалище одновременно сдвигается вперед, благодаря чему тело принимает более, что ли, расслабленную позу. Как это происходит, посмотрите на видео ниже.

Есть отдельный вагон-бистро, куда, к слову, также продаются билеты. Кроме того, во время следования стюарды проезжают мимо с тележками с закусками и напитками. Вполне неплохое горячее можно заказать по телефону прямо к своему месту или предоплатить питание при покупке билета, в том числе заказать через сайт РЖД (вариант с сайтом не подходит, если вы едете в классе «Эконом» или «Базовый»).

Важно. Никто не запрещает приносить в «Сапсан» собственную еду и напитки, в том числе алкоголь. Многие, узнав об этом после поездки, в ходе которой спустили на обед пару тысяч рублей, хлопают себя по лбу. А вот вы – предупреждены. Распитие алкоголя официально запрещено, но никто не будет проверять, что у вас в термосе, если вы себя нормально ведете.

Услуги в «Сапсане» и классы обслуживания

В поезде семь классов обслуживания (от самого дешевого к самому дорогому):

  • «Базовый»;
  • «Экономический»;
  • «Вагон-бистро» (место в бистро с предоплаченным питанием на сумму до 2200 рублей);
  • «Экономический +»;
  • «Бизнес»;
  • «Первый»;
  • «Купе-переговорная» (уровень обслуживания как в первом классе, но при заказе выкупаются все 4 места, и пассажиры едут в отдельном помещении).

Соответственно, набор услуг, бесплатных и платных, различается в зависимости от выбранного вами класса.

В платные – этот перечень почти одинаков для всех классов – входит заказ экскурсий, билетов, такси, мобильный бар, сувениры, мини-офис (распечатать, скопировать, отправить письма и файлы по электронной почте).

Бесплатные услуги для каждого из классов выглядят так:

  • «Вагон-бистро»: питание на сумму до 2200 рублей, развлекательный медиацентр, автомат для чистки обуви.
  • «Базовый» и «Экономический»: аудио- видеотрансляция, развлекательный медиацентр.
  • «Экономический +»: то же самое, что и в «Экономическом», но прибавляются: питание, предварительный выбор питания, автомат для чистки обуви, доступ в Интернет и зарядка мобильных телефонов.
  • «Бизнес»: к «Экономическому +» добавляем также детский набор, дорожный набор, прессу, плед, подушку и бизнес-залы на вокзалах.
  • «Первый»: добавляем к «Бизнесу» кресло, которое раскладывается в положение полулежа.

Важно. Состав услуг периодически меняется. Если вам нужны какие-то из них, лучше уточните их наличие в вашем классе при покупке билета.

Стоит отметить, что в «Бизнесе» и «Первом» меньше мест, следовательно, больше пространства для того, чтобы вытянуть ноги. И атмосфера поспокойнее, потому что как правило его населяют уставшие командировочные люди, путешествующие с умным занятым видом и без детей.

Может так получиться, что на какой-то конкретный рейс стоимость «Бизнеса» будет не сильно превышать цену на экономкласса, в таком случае мы бы рекомендовали именно «Бизнес» для душевного спокойствия.

Что такое медиацентр? Это мультимедийный портал, в который упакованы фильмы, аудиокниги, музыка, новости, расписание и другие сведения о поезде. Вы можете подключиться к бортовому Wi-Fi и пользоваться порталом со своего устройства – компьютера, планшета или телефона. Если у вас своего устройства нет, то вам бесплатно выдадут планшет.

Кроме того, в каждом вагоне висят два экрана, на которых показывают фильмы. Для того, чтобы посмотреть фильм, а точнее, услышать его, в кармане кресла каждого пассажира лежит пакетик с наушниками, которые надо подключить через специальное гнездо.

Рекомендация: берите с собой свои собственные наушники, ибо местные, судя по отзывам и нашему личному опыту, слабенькие – малоудобные и в них плохо слышно.

Цены в «Сапсане»

Мы приведем несколько позиций, чтобы вы могли оценить, насколько цены на еду и напитки в «Сапсане» отличаются от среднегородских:

  • чипсы — около 150 рублей;
  • сендвич – около 250 рублей;
  • капучино — чуть дороже 200 рублей.

Отметим, что уровень цен напоминает прайс хорошего театрального буфета в Петербурге.

Специальные услуги в «Сапсане»

В поезде есть несколько сервисов, которые широкому кругу пассажиров не нужны, но зато тех, кому нужны, могут сильно выручить.

  • перевозка лиц с ограниченными возможностями. В вагоне №6 расположено место с креплением для инвалидных колясок. Оно также имеет кнопку для вызова проводника и находится рядом со специальным туалетом. Стол у такого места не имеет ножки и откидывается вверх.
  • детское купе. Для пассажира с малышом до 1 года, который не занимает отдельного места, в вагоне № 10 находится место с пеленальным столиком. Кроме того, в 10-м вагоне есть возможность проезда для нескольких взрослых (не более двух взрослых в одном заказе) с одним ребенком до 10 лет и одного взрослого с несколькими детьми, в числе которых не менее 1 ребенка в возрасте до 10 лет, установленным порядком.
  • сопровождение детей. Вы можете отправить на поезде ребенка в возрасте от 10 до 16 лет одного, передав его работникам «Сапсана». Услуга доступна только законным представителям ребенка, стоит 1600 рублей, приобретается не менее чем за двое суток до поездки и недоступна на промежуточных станциях.
  • купе-переговорная. Это помещение сразу за кабиной машиниста на четыре места в вагоне первого класса, где можно спокойно провести деловые консультации. Здесь есть стол, мультимедийные мониторы и кожаный диван. Выкупается сразу полностью. Обслуживание по высшему разряду: питание по оригинальным рецептам, дорожные наборы, пресса и пр.
  • поиск забытых в «Сапсане» вещей. Все найденные проводниками оставленные вещи сдаются в камеры хранения на вокзалах. Паспорта – либо Федеральную миграционную службу, либо в отделения полиции. Узнать, есть ли в камере хранения вокзала ваш мобильный телефон или кофточка, вы можете по телефонам: Ленинградский вокзал: +7 499 260 94 83, Московский вокзал: +7 812 457 4003.
    Для того, чтобы забрать вещь, вам необходимо предъявить паспорт и билет на рейс. Если вдруг возникли какие-то сложности, оставьте заявку на розыск вещей у дежурного по вокзалу.
  • перевозка животных. Собак (за исключением крупных пород), птиц и мелких домашних (комнатных) животных можно спокойно перевозить в классах «Бизнес», «Первый» и «Экономический». В «Экономический» пассажиры с животными едут на определенных местах в определенных вагонах:
    — 1,2,3 и 4 в вагонах №3 (при сдвоенном составе – 13);
    — 1, 2, 3, 4, 65 и 66 в вагоне №8 (при сдвоенном составе – 18).

Важно: в тариф на проезд на упомянутых выше местах УЖЕ включена плата за провоз животных (400 рублей), и вы ее платите даже в том случае, если с вами никого из зверей нет. В «Бизнесе» и «Первом» животных также можно провозить, к билету придется доплатить 900 рублей. В купе-переговорной тоже можно, причем бесплатно.

Допускается не более одного животного на один оформленный билет и при этом максимум два зверя на одно место.

Другие требования: «зоопарк» должен путешествовать в корзине или клетке или контейнере. Емкость располагают на месте для ручной клади. Максимально допустимая сумма по длине, ширине и высоте – 180 см (в первом классе и переговорной — до 120 м). Перед оформлением билета обязательно внимательно прочтите короткие подробности по перевозке животных в «Сапсане».

Ветеринарные документы на животных для проезда с ними в поездах не требуются (правило введено с 10.01.2017).

Провоз велосипеда в «Сапсане»

Провезти можно, но с соблюдением ряда условий.

Есть общее правило для железнодорожных пассажиров: с собой можно взять ручную кладь, которая не тяжелее 36 кг и по сумме длина+ширина+высота не превышает 180 сантиметров.

Велосипед (без мотора) нужно разобрать и упаковать так, чтобы условие 180 см соблюдалось, и разместить таким образом, чтобы он никому в салоне не мешал. Кроме того, он должен быть вашей единственной ручной кладью (мелкие вещи в понятие «ручная кладь» не входят), ибо на один билет допускается одна ручная кладь. Впрочем, последнее условие обычно не проверяется и не соблюдается.

Провоз велосипеда

Есть другой вариант: включить обаяние и вспомнить ужимки героев из сериала «Форс-мажоры». Мы знаем как минимум один случай, когда велосипед доехал из Москвы в Петербург в не то что неупакованном, а вообще в неразобранном виде.

Молодого человека знакомые попросили передать «посылку». Притащили велик на перрон, где и выяснилось, что его (велик) необходимо хотя бы разобрать. Однако открутить колеса не получилось, время поджимало, и проводник уж разрешил ехать так. Правда, это случилось в 2011 году. В настоящее время заполняемость «Сапсана» (или, как говорят железнодорожники, «населенность») близка к 100%, так что теперь могут и не пустить.

Билеты на «Сапсан»

Купить билет на «Сапсан» можно разными способами:

  • по старинке: в кассах дальнего следования или в турфирме;
  • на сайте ОАО «РЖД»;
  • через мобильное приложение «РЖД пассажирам».

Билеты на «Сапсан» начинают продаваться за 90 суток до отправления.

Цена на них формируется динамическим образом: компьютерная программа оценивает текущий спрос на билеты конкретного класса, количество оставшихся до поездки дней и регулирует на основании этих данных стоимость.

Общее правило такое: чем раньше вы покупаете билет на «Сапсан», тем дешевле он обходится. Отсюда простой вывод – самые дешевые билеты на нужную вам дату выпадают в самом старте продаж.

Ориентировочное время открытия продаж приходится на 9 утра по Москве. Так что ловите удачу, ибо цена может измениться в течение нескольких минут.

Цены на билеты на «Сапсан»

Для того, чтобы вы представляли себе порядок цен на билеты на «Сапсан», мы посмотрели тарифы на две даты на самый ранний рейс. Первая – через 90 дней, вторая – через неделю. Напоминаем, что в тариф вагона-бистро включена еда на сумму до 2200 рублей.

При бронировании за 90 дней

Тариф

Цена билета (рубли)

«Базовый»

от 2941

«Эконом»

от 3260

«Эконом +»

от 3704

«Вагон-бистро»

от 5730

«Бизнес»

от 8559

«Первый»

от 22 297

«Купе-переговорная»

от 57 195

При бронировании за 7 дней

Тариф

Цена билета (рубли)

«Базовый»

от 2543

«Эконом»

от 2818

«Эконом +»

от 3262

«Вагон-бистро»

от 5288

«Бизнес»

от 8071

«Первый»

от 22 297

«Купе-переговорная»

от 57 195

Еще раз повторим, это ориентировочные цены. Реальные могут отличаться.

Важно: окончательная стоимость вашего билета высвечивается во время покупки (если на сайте или в мобильном приложении) после того, как вы зарезервировали место и перешли в раздел «Проверка заказа». Все цены, которые вы до этого момента, носят справочный характер.

У «Сапсана» есть несколько специальных тарифных планов и акций, которые позволяют прилично сэкономить.

Скидки на «Сапсан»

Важно: если у вас есть право на скидки по возрасту, Дню рождения и пр., то НЕ оформляйте в одном заказе билеты туда и обратно, ибо в таком случае скидку вам посчитают по совсем другому тарифу – «Туда-обратно», а она у него гораздо меньше, чем на все другие. Сначала купите билет в одну сторону, потом, уже в рамках нового заказа, в другую. При оформлении по тарифу «Туда-обратно» все наоборот: билеты в оба направлении надо покупать в рамках одного и того же заказа.

В одном заказе через интернет или мобильное приложение вы можете оформить сразу несколько билетов на разных людей. Если у пассажиров, на которых вы покупаете билет, есть права на указанные ниже скидки, то у каждого из них в ручном режиме выберите нужный тарифный план (кнопка «Выбрать тариф»). По умолчанию стоит тариф «полный».

Скидки рассчитываются от стоимости на момент оформления и распространяются только на проезд, а на сервисный и комиссионный сборы – нет.

Все скидки, которые даются по возрасту, состоянию здоровья или в честь Дня рождения требуют подтверждения при покупке (если тариф предусматривает покупку только в кассе) и при посадке в поезд. Нужны оригиналы документов, либо (в случае с детьми) также допускается нотариально заверенные копии. Если вы пришли на посадку, а документов, подтверждающих скидку, нет, или же выяснится, что вы на нее и вовсе не имели права, то вам придется разницу в стоимости доплатить.

Групповой тариф, школьный групповой и детский групповой оформляются в специальных кассах ОАО «РЖД» по специальным правилам.

Специальные тарифные планы

1. Для пассажиров 60+ лет
Тариф Senior. Скидка 30%. Не распространяется на купе-переговорную и первый класс.

2. Для пассажиров от 10 лет до 21 года
Тариф Junior. Скидка 30%. Не распространяется на купе-переговорную и первый класс.

3. Для пассажира, который занимает два смежных места
Тариф Single. Скидка 50% на второе место. Этот тариф можно оформить только в кассе, на сайте его приобрести нельзя. Не распространяется на купе-переговорную, первый класс и места в вагоне-бистро.

4. Для именинников
Тариф «День Рождения». Скидка 30% распространяется на самого именинника и его друзей (в количестве не более трех) в течение двух недель: 7 дней до и 7 дней после дня рождения. Приобретается только в кассе с предъявлением документа, подтверждающего дату дня рождения. При этом сам именинник может при покупке отсутствовать. Не распространяется на купе-переговорную и первый класс.

5. Для путешествующих туда и обратно
Тариф «Туда-обратно». Скидка 20%. Она распространяется только на билет в обратную сторону. Билет «туда» идет по полной стоимости. Оба билета должны быть оформлены в одном заказе.

6. Для детей до 10 лет
Тариф «Детский». Скидка 70%. Действует во всех классах обслуживания.

7. Для молодоженов на купе-переговорную.
Тариф «Медовый месяц». Скидка 50%. Действует в течение 1 месяца со дня регистрации брака.

8. Для маломобильных пассажиров и инвалидов
Скидка 40%. Распространяется также на 1 сопровождающего, билеты продаются на специализированные места.

Транспортные карты на «Сапсан»

Для часто путешествующих пассажиров выпущены специальные скидочные карты, пластиковом носителе (карта «Универсальная» также выпускается без пластика, только в электронном виде).

Их можно приобрести, а потом «отбить» их стоимость за счет частых поездок. Правда, цена их такая, что заставит хорошо посчитать, стоит ли овчинка выделки.

Кроме того, по картам есть довольно много ограничений:

  • они строго персональные, пользоваться ими может только владелец;
  • не подлежат возврату, восстановлению или обмену;
  • не распространяются на первый класс и купе-переговорную;
  • РЖД может изменить условия работы по ним в одностороннем порядке;
  • карта не действует, если владелец применяет какой-либо из специальных тарифных планов, про которые мы написали выше.

Приобрести дорожные карты (на пластике) можно в вагонах №6 и №16 (сдвоенный состав) «Сапсана». Электронная карта доступна только на сайте РЖД.

Карта «Универсальная»

Выпускается, как было указано, в двух вариантах:

  1. дорожном (на пластике). Скидка с тарифа составляет 10%. Оформляется на 1 год. Распространяется также на скоростной поезд «Ласточка». Стоимость карты – 3 тыс. рублей.
  2. электронном (без физического носителя). Скидка с тарифа составляет 10%. Оформляется на 1 месяц. Распространяется также на скоростной поезд «Ласточка». Стоимость карты – 1 тыс. рублей.

Карта «Бизнес-класс»
Только электронная. Скидка 30%. Возможно применять только на билеты бизнес-класса. Оформляется на 3 месяца. Стоимость – 3 тыс. рублей.

Купить билеты с помощью карты можно любым способом – через интернет, мобильное приложение или в кассах.

Возврат билета на «Сапсан»

Ранее мы уже упоминали, что одно из преимуществ поезда перед самолетом – возможность без потерь и объяснения причин вернуть уже купленный билет. В высокоскоростных поездах действуют общие правила РЖД:

Возврат полной стоимости билета возможен не позднее 8 часов до отправления поезда.

В период между 8 часами до отправления и 12 часов после отправления (если вы опоздали, например) сумма вернется частично. Чем позднее, тем меньше.

Для понимания расчета суммы возврата надо знать, что цена билета складывается из двух сумм: стоимости самого билета за факт проезда по железной дороге + стоимости плацкарты, то есть, платы за пользование оборудованием вагона и обслуживание пассажира. Итак, суммы возврата:

— при возврате менее чем за 8 часов и не позднее чем за 2 часа до отправления вернется стоимость билета и 50% стоимости плацкарты;
— менее чем за 2 часа до отправления поезда и в течение 12 часов после опоздания — только стоимость билета.

Если опоздание на поезд произошло по причине болезни или несчастного случая, у пассажира есть 5 суток на предоставление необходимых документов, и тогда РЖД обещает вернуть стоимость билета, но не вернет стоимость плацкарты. Надеемся, вам эта информация не пригодится.

Компенсация за опоздание «Сапсана»

Пассажиры, которым не посчастливилось приехать на «Сапсане» вовремя и к тому с большим опозданием, имеют право на компенсацию хорошей такой части за проезд. Особенно повезло командировочным, если у них, конечно, не сорвалась какая-нибудь важная встреча.

Уточним, что компенсация не выплачивается, если «Сапсан» задержался или вовсе не доехал до пункта назначения из-за обстоятельств непреодолимой силы или не по вине «Российских железных дорог».

Размер компенсации зависит от времени опоздания и не распространяется на сервисный и комиссионный сборы:

— 25% от стоимости проезда, если «Сапсан» задержался 60 – 119 минут (включительно);
— 50% компенсируется при опоздании свыше 120 минут (включительно);

Что делать, чтобы получить компенсацию от «РЖД»?

1. Заполнить заявление: либо прямо в поезде, либо скачать вот этот файл.

2. В период 45 дней со дня прибытия «Сапсана» отправить «Почтой России» заявление и оригинал проездного документа по адресу:
196641, г. Санкт-Петербург, поселок Металлострой, участок ж. д. «Река Славянка-ЛЭП», а/я 53

3. В течение 30 дней с момента получения вашего заявления РЖД его рассматривает и принимает решение.

4. Если решение положительное, то компенсация направляется одним из двух способов, который вы укажете в заявлении:
— банковский перевод;
— почтовый перевод.

Важно: с полученной компенсации вычитается подоходный налог в 13%.

Правила этикета в «Сапсане»

Среди пассажиров за уже почти десятилетие работы «Сапсана» сложился определенный негласный этикет. Ну, по крайней мере, список того, что категорически неприемлемо, точно хорошо известен на основании многочисленных отзывов, которые мы собрали.

  1. Не разговаривайте громко с попутчиками или по мобильному телефону. Едва ли остальным пассажирам будет интересно знать детали ваших переговоров с подрядчиком или состояние здоровье тети Розы.
  2. Кинофильмами, видосиками из ютуба и игрушками лучше наслаждаться в наушниках.
  3. Из этой же серии: отключите звуковые уведомления у смартфона. Особенно если у вас активная переписка в чатиках в вотсапе и подписка на 100500 каналов в Телеграме.
  4. Лапшу класса «доширак» и прочую еду с резким запахом лучше съесть дома. То же самое относится к избытку парфюма – будьте поскромнее. На всякий случай. Видели, как иногда протекает аллергия? И мы тоже думаем, что лучше бы не надо.
  5. В экономклассах расстояние между креслами, к сожалению, невелико, поэтому есть риск того, чтобы вы будете регулярно пинать сиденье соседа впереди. Рекомендуем воздержаться. Не пинайте, да непинаемы будете.
  6. Когда находитесь за приятной трапезой, соблюдайте нормы этикета. Ну или хотя бы не чавкайте. Это жутко бесит, а мысленные проклятия от соседей могут магическим образом сбыться, причем еще до прибытия на конечную станцию.
  7. Проводники и стюарды – тоже люди. Пассажиров много, а они одни. Бывает, что-то могут забыть или не успеть оперативно выполнить вашу просьбу, особенно когда половина вагона состоит из китайцев. Вежливое напоминание будет выглядеть более респектабельно, чем бесконечное фырканье по поводу того, что «молодежь совсем разучилась работать».

Любопытные технические детали «Сапсана»

Об устройстве «Сапсана» написано очень много, и мы не будем пересказывать технических блогеров, просто отметим несколько интересных моментов, касающихся как самого поезда, так и подготовки его и обслуживающего персонала в рейс.

«Сапсан» произведен в Германии на заводе компании Siemens на базе немецкого поезда Velaro и зовется Velaro Rus. От своего прародителя он весьма серьезно отличается, в первую очередь поправкой на российские климатические особенности.

`Сапсану` не страшны российские морозы

Например, когда зимой 2009-2010 годов немецкие «аналоги» останавливались из-за налипшего на электрооборудовании снега, их русские братья бегали бесперебойно в сильный мороз.

Почему? Дело в том, что у Velaro Rus полностью закрыто днище, и в принципе он серьезно адаптирован под низкие температуры – выдерживает минус 50 градусов по Цельсию. Перед запуском в России наши «Сапсаны» прошли жесточайший «климат-контроль» в специальном центре в Австрии, где с ними что только ни делали. Так что это качество, проверенное не только временем.

Внутри самого «Сапсана» постоянно поддерживается температура 22 градуса.

Корпус Velaro Rus шире, чем у «старшего родственника», на 33 см, чтобы соответствовать отечественным требованиям к железнодорожному подвижному составу.

В мороз и снег «Сапсаны» обрабатываются в депо специальной антиобледенительной жидкостью – прямо как самолеты.

Длина сдвоенного «Сапсана» составляет 500 метров и 78 сантиметров, это примерно пять футбольных полей в длину по стандартам FIFA.

Кабина «Сапсана» отличается от Velaro тем, что машинист может выпрямиться в ней в полный рост. Во время движения он периодически встает, чтобы обеспечить нормальное кровоснабжение частей тела.

Ходовая часть и крыша «Сапсана» проверяется каждые 8 тыс. километров (это всего 12-13 рейсов), полоза на токоприемниках меняются каждые 40 тыс. километров, тормозные накладки – каждые 200 тыс. километров.

Машинист в «Сапсане» один. Для того, чтобы быть допущенным до столь ответственной работы, сотрудник РЖД должен отработать почти 10 лет на других поездах без каких-либо замечаний и обладать прекрасным здоровьем.

Перед каждым рейсом машинист проходит медицинский осмотр. Кроме того, есть и периодические медицинские осмотры, причем довольно строгие.

Во время рейса машинист не покидает кабину.

Во время движения поезда на руку машинисту надевают браслет, который фиксирует его пульс. Если пульс отклоняется от нормы, раздается звуковой сигнал, который также транслируется на экран. Машинист после сигнала должен нажать специальную кнопку, чтобы сообщить системе, что он в порядке. После пропуска двух сигналов и ненажатия кнопки, автоматически включается экстренное торможение.

Макияж – обязательный элемент дресс-кода проводниц.

Проводницы

На рейс, который отправляется в 07:00, проводницы встают в 03:00 утра, чтобы привести состав в порядок и все проверить.

Проводницы «Сапсана» проходят подготовку по иностранным языкам, основам сервиса, психологии и первой помощи.

P.S. Что делать, если вы забыли вещи в поезде, написано в этой статье.

Посмотреть расписание поездов Москва — Санкт-Петербург и обратно вы можете здесь:

Иван Семёнов, Елена Егорова

Фото: https://company.rzd.ru/ru/9407

16 января 2024

Обсуждение: 8 комментариев
  1. Светлана:

    Иван,спасибо за подробную статью!
    Вчера купила билеты туда и обратно по тарифу «День рождения» в рамках одного заказа, скидку посчитали, как положено.

    Ответить
  2. Армен:

    Спасибо за статью, узнал много полезного, скоро пригодится)))

    Ответить
    1. Спасибо, мы старались )

      Ответить
  3. Михаил:

    К сожалению не написали какие группы инвалидности имеют льготы.

    Ответить
  4. Владимир:

    В самом начале статьи неправильно написан маршрут Сапсана до Н. Новгорода. Вы написали «Москва – Санкт-Петербург – Н. Новгород», а надо «Санкт-Петербург – Москва – Н. Новгород». Это имеет значение, т.к. поезд едет не из Москвы в Петербург, а потом в Новгород, а едет из Петербурга в Новгород с проездом и остановкой в Москве.

    Ответить
    1. Владимир, здравствуйте. Спасибо за внимательность, исправим.

      Ответить
  5. Оксана:

    Очень информативно и толково, с юмором…пригодилась однозначно информация, спасибо!

    Ответить
    1. Спасибо, мы рады, что Вам понравилась наша статья!

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарии, вы соглашаетесь с правилами сайта

© 2012 - 2024 Окно в Петербург: новости, экскурсии, музеи, развлечения, покупки, транспорт