Требований об обязательной сертификации услуг нет в законодательстве России и странах ЕАЭС. Оформить сертификат соответствия в данном случае можно только в рамках национального законодательства в добровольном порядке.
На какие услуги можно получить сертификат?
Все виды предоставляемых услуг и выполняемых по договору подряда работ могут быть сертифицированы в добровольном порядке.
Наиболее часто сертификат оформляется на следующие услуги:
- грузовые и пассажирские перевозки (ОКВЭД 49.20, 49.30);
- в сфере туризма и бронирования гостиниц, организации экскурсий (ОКВЭД 79.11, 79.12, 79.90, 55.0, 55.20, 55.30);
- спортивных клубов, фитнес-центров (ОКВЭД 93.13, 85.51, 96.04);
- частных медицинских кабинетов узкой специализации (ОКВЭД 86.9);
- косметических салонов (ОКВЭД 96.02);
- агентств по организации досуга (ОКВЭД 92.3, 92.7, 74.84);
- образовательные и учебные курсы (ОКВЭД 85.41, 85.42);
- по ремонту бытовой техники (ОКВЭД 95.21);
- дизайнерские и маркетинговые (ОКВЭД 74.87.4, 74.13, 74.40);
- автомобильный сервис (ОКВЭД 45.20);
- по экспертной и оценочной деятельности (ОКВЭД 77.1,74.90.1);
- юридический консалтинг (ОКВЭД 69.10, 69.20, 68.31);
- ремонту и строительству (ОКВЭД 43.1, 43.2, 43.3, 43.9);
- общественного питания (ОКВЭД 56.10, 56.20 и пр.);
- фотографов (ОКВЭД 74.81);
- в IT-сфере (ОКВЭД 72.20, 62.02, 62.09).
Оценка соответствия проводится по профильным национальным стандартам. В последнее время было принято достаточно большое количество ГОСТов, регулирующих порядок предоставления различных видов услуг (ГОСТ Р 55320-2012, 58186-2018, 52113-2014, 51813-2001, 57279-2016, 55595-2013, 55594-2013, и др.). С 1.09.2021 г. впервые был введен в действие ГОСТ Р 59363-2021. Документ определяет объекты оценки, участников процедуры, требования к ним, список документов, которые должны предоставлять заявители при обращении к специалистам.
Преимущества добровольной сертификации
Несмотря на добровольный характер сертификации, проведение оценки соответствия весьма востребовано. Добровольная сертификация значительно улучшает конкурентоспособность предприятия на рынке, обеспечивает рост доверия потребителей, облегчает процесс вступления в СРО.
Отдельно следует отметить добровольную сертификацию для предприятий, оказывающих услуги в сфере общественного питания. Требованиями ТР ТС 021/2011 для всех предприятий общепита установлено, что они обязаны разработать и внедрить в компании систему управления безопасностью пищевой продукции, основанную на принципах ХАССП. Использование данной СМБПП контролируется Роспотребнадзором. При этом сертифицировать наличие СМК, основанной на ХАССП, можно в добровольном порядке. Это позволяет компаниям, во-первых, продемонстрировать клиентам высокий уровень организации приготовления блюд, соблюдение требований в области санитарно-эпидемиологической и гигиенической безопасности; во-вторых, сформировать лояльное отношение проверяющих органов, максимально сократить вероятность проведения внеплановых проверок.
Наличие любых документов, свидетельствующих о надежности и ответственности предприятия, увеличивает его шансы на получение заказа через торги и тендеры. Это особенно актуально для предприятий строительной отрасли, а также компаний, занимающихся кейтерингом, клинингом, образованием, повышением квалификации и предоставлением иных услуг.
Порядок проведения сертификации
Для оформления добровольных сертификатов заявителю следует обратиться к специалистам и представить комплект документов. Далее заявки и переданные сведения анализируются на предмет соответствия действующим стандартам.
При положительном результате проверочных мероприятий заявитель получает сертификат соответствия. При этом ответственность за все указанные в нем сведения несет именно орган по сертификации, который его оформлял. Сертификат заполняется на специальном бланке. В нем обязательно указывается информация об аккредитованном ОС, заявителе, объекте оценки, области применения, сроке действия.
Какие документы нужно предоставить заявителю?
Заявителю перед обращением в сертификационный центр следует сформировать следующий комплект документов:
- заявку стандартной формы;
- скан свидетельства о регистрации деятельности (ИНН и ОГРН);
- список кодов ОКВЭД;
- список предоставляемых услуг по ОКПД2;
- произвольное описание процесса оказания услуг;
- внутренние документы компании, характеризующие состав персонала, политику в области качества, приказы, положения, инструкции, руководства и т.д.
При принятии решения о возможности оформления и выдачи сертификата дополнительно специалистами учитывается наличие положительных отзывов клиентов, рекомендательных писем партнеров и прочие документальные свидетельства, косвенно подтверждающие высокий уровень выполнения работ.
Перечень необходимых документов следует уточнять у специалистов.
Срок действия добровольного сертификата составляет до 3 лет. По истечении этого периода потребуется повторное проведение процедуры оценки соответствия, так как продление сертификата не предусмотрено действующим законодательством.
Более подробную информацию об особенностях сертификации услуг можно найти на сайте центра «Рос-Тест» (https://ros-test.info/).