Вторник, 20 октября 2020   Подписка на обновления  RSS  О проекте  Сотрудничество
Популярно

Прокат электросамокатов в Петербурге

Прокат электросамокатов в Петербурге

В Санкт-Петербурге работает шесть сервисов кикшеринга — аренды электросамокатов. Работают они по принципу каршеринга и велошеринга: пользователь берет понравившийся самокат, едет до нужного пункта назначения и оставляет его там без возврата и без общения с кем-либо.

Мы протестировали три самых ходовых сервиса — Whoosh, Molnia и Red Wheels.

Несколько ремарок, касающихся всех сервисов проката электросамокатов

Парковка электросамокатов

Парковка электросамокатов

— электросамокаты арендуются через мобильные приложения сервисов. Все просто: ищите приложение по названию сервиса, скачиваете и дальше уже через него идет поиск, аренда и оплата;

— возрастное ограничение: 18 лет. При регистрации необходимо заполнить дату рождения. Впрочем, никаких подтверждающих документов не требуется, поэтому не вполне очевидно, как система это контролирует. Тем не менее, ставить детей на электросамокат может быть травмоопасно, рисковать не стоит;

— электросамокат рассчитан на одного пассажира весом до 100 кг;

— управлять самокатом очень просто, достаточно базового навыка держать равновесие. Автору статьи потребовалось меньше минуты, чтобы освоиться и отправиться в путь;

— чтобы начать движение, нужно набрать скорость хотя бы 5 км/ч, для этого нужно 2-3 раза оттолкнуться ногой и лишь затем нажимать на рычаг газа;

—скорость развивается не моментально, но достаточно быстро, поэтому резко жать на газ категорически не рекомендуется, как и резко нажимать на тормоз;

— перед поездкой стоит свериться с картой покрытия: разрешено ли оставить самокат там, куда вы направляетесь.

Все цены, приведенные ниже, актуальны на момент написания статьи и могут меняться в зависимости от спроса, но мы изменений не застали. Отметим, что тарифы у всех прокатчиков плюс-минус одинаковые.

Электросамокаты Whoosh («Вуш»)

Электросамокат Whoosh

Электросамокат Whoosh

Мы начали с самого распространенного на питерских улицах сервиса электросамокатов — «Вуш».

Говоря «самый распространенный», мы имеем в виду не только количество скутеров (так они называются в приложении), но и карту покрытия: с запада, юга и востока она, за исключением некоторых зон, почти дотягивается до КАД, а с севера заступает на Приморский и Калининский районы. На карте в приложении зона покрытия окрашена в светло-желтый цвет.

Зона покрытия Whoosh

Зона покрытия Whoosh

Регистрация в приложении занимает не больше минуты: от вас просят телефон, адрес электронной почты и имя.

Далее следует краткая инструкция с картинками: нам рассказывают, как взять скутер в аренду, где и как припарковаться по завершении поездки, напоминают ставить обе ноги на поверхность самоката, соблюдать ПДД и уважать других участников движения. Если что-то забудется, вызвать инструкцию можно из пункта «Как это работает?» в меню приложения.

Перед поездкой попросят также привязать банковскую карту для оплаты сервиса. Здесь очень порадовала возможность воспользоваться Apple Pay или Google Pay, а не вводить номер карты вручную.

Пара приятных мелочей:

— после регистрации на почту приходит промо-код FIRSTRIDE, который дает скидку 50 рублей на первую поездку. Его нужно ввести в разделе «Промокоды» в меню приложения. Скидка применится автоматически;

— Whoosh является партнером авиакомпании S7, в приложении предложат ввести номер своей бонусной карты и получать по 10 бонусных миль за каждый километр на электросамокате. Билет на рейс Санкт-Петербург — Москва стоит 5400 миль с доплатой 963 рубля. То есть, для одного билета надо «накатать» на скутере 540 км.

Приступаем к поездке.

Выбор самоката

Приложение запросит разрешения воспользоваться данными о местоположении, поэтому карта автоматически покажет тот квартал, где вы находитесь. Ищем ближайший самокат.

В Петербурге есть модели, условно обозначенные буквами M и L. У вторых объемнее и устойчивее колеса, они ощутимо тяжелее, и емкость аккумулятора у них больше.

Удобно, что при приближении примерный уровень заряда самокатов виден прямо на карте, и, если батарейка на картинке не полная, а поездка предстоит длительная, можно сразу же искать другой. Нельзя не обратить внимание, что скутеров «Вуш» в городе очень много, и это становится очевидно при запуске приложений его конкурентов. В июле 2020 сервис публиковал новость о том, что в Петербурге уже 1500 их самокатов.

При нажатии на иконку скутера появляется точная информация о заряде, а также примерная длительность и дальность поездки, на которую этого заряда хватит. Информация из меню сообщает, что полного заряда самокатов с обозначением М хватает примерно на 1 час и 45 минут или 30 километров, а L — примерно на 2 часа и 30 минут или 35 километров.

Также в меню показывают регистрационный номер самоката, он же указан на руле, и лучше свериться, что в приложении вы смотрите информацию именно о том скутере, перед которым стоите. Внимательно посмотрите, все ли в порядке с самокатом внешне, особенно с колесами.

Цены на прокат электросамокатов Whoosh

В этом же всплывающем меню нам показывают актуальный тариф. У Whoosh он меняется в реальном времени в зависимости от спроса на самокаты сервиса в конкретный момент:

— 50 рублей за старт + 5 рублей за каждую минуту аренды при низком спросе, например, утром в сырой будний день;

— 50 рублей за старт + 7 рублей за каждую минуту аренды при высоком спросе, например, в солнечный выходной;

— 50 рублей за старт + 9 рублей за каждую минуту аренды при сверхвысоком спросе, но такого мы не застали.

Бронирование скутера Whoosh и старт поездки

Если нас все устраивает, нажимаем в приложении на круглую кнопку с надписью WHOOSH в нижней части экрана. Появляется другое меню, где нам еще раз показывают тариф и информацию о выбранном самокате. Также мы увидим, что к поездке добавлена услуга страхования стоимостью 35 рублей и покрытием ущерба до 300.000 рублей. От страховки можно отказаться, нажав соответствующую кнопку.

У нас два варианта: «Забронировать» скутер, если вы еще не готовы ехать, и «Начать поездку сейчас». Нужно отсканировать QR код на руле, после чего в приложении появится кнопка разблокировки замка, который у «Вуш», к слову, гораздо удобнее, чем у тех, с кем мы познакомились после него. Снимаем наш скутер с привязи, крепим трос и поехали.

Код на руле самоката Whoosh

Код на руле самоката Whoosh

Поездка на Whoosh

Будьте готовы, что на время поездки на вашей банковской карте будут заблокированы 500 рублей. Эта операция сразу же отменится после завершения поездки.

Скутеры «Вуш» разгоняются до 25 км/ч, но проверить это никак нельзя: на этих моделях на месте экранов размещена краткая инструкция по использованию, поэтому остается ориентироваться на свои ощущения или на какие-то сторонние приложения для смартфона.

Во время поездки в приложении можно посмотреть свой маршрут и стоимость, которая высчитывается в реальном времени, но мы бы не рекомендовали отвлекаться от дороги.

Сервис рекомендует перемещаться по велодорожкам, но очевидно, что далеко не везде получится это делать, поэтому для чистоты эксперимента для первой поездки мы выбрали тихие улочки Васильевского острова.

Оказалось, что самокат — довольно капризное средство передвижения: амортизаторы не особо справляются даже с небольшими ямками и заниженными поребриками. Любая неровность отдается во всем корпусе скутера и, как следствие, в вашем теле, ведь в отличие от велосипеда, где на неровном участке есть вариант приподняться с сиденья, вы плотно стоите на поверхности самоката, и деваться вам некуда.

Электросамокат неожиданно много весит, и поднимать его на высокие ступеньки хрупкой девушке может быть немного тяжело физически.

Если оставить эти мелкие детали, по относительно ровным тротуарам ехать очень приятно, получается перемещаться довольно мобильно, а маневрировать при возникновении на пути препятствий совершенно не сложно.

Самокаты «Вуш» оборудованы громким ударным звонком, что поможет предупреждать пешеходов о вашем приближении.

В целом самокат ощущался немного «поюзанным», кое-где дребезжал, заднее колесо немного постукивало. Возможно, просто не повезло, но подобные изъяны объяснимы: сервис в городе второй год и пользуется большой популярностью, так что ничего удивительного, что электросамокаты постепенно теряют «товарный вид».

Осваиваясь на новом транспорте и маневрируя вокруг уличных препятствий, за полчаса мы проехали 3 километра. Будь улицы ровнее, а опыта катания побольше, на это расстояние вполне могло уйти в полтора-два раза меньше времени, но мы никуда не торопились.

Завершаем поездку

Места, где можно оставить электросамокат, обозначены в приложении значками «Р». Зачастую это не всегда специализированная парковка для самокатов, а, например, просто ограждения вдоль тротуаров, и в этом случае на карте будет стоять сразу три значка «Р» в одном месте.

Электросамокаты Whoosh припаркованы у ограды

Электросамокаты Whoosh припаркованы у ограды

Главное правило здесь — припарковать самокат так, чтобы он никому не мешал. Нажимаем кнопку «Финиш» в приложении, достаем трос, крепим к парковке или ограде и закрепляем его в замке и блокируем его через приложение.

Следующим этапом нас попросят сфотографировать замок с закрепленным в нем тросом и общий вид припаркованного самоката. В теории это обезопасит вас от претензий со стороны сервиса в случае, если с самокатом в будущем что-то произойдет.

Деньги с карты списываются после завершения поездки.

Поддержка и обратная связь

Наша поездка прошла без проблем, но на случай, если они все же возникнут, в приложении есть раздел «Поддержка». Здесь нам дают контакты сервиса в Телеграм и Facebook, а можно написать в чат прямо в приложении. Правда, судя по отзывам в интернете, ответа в чате иногда приходится ждать довольно долго.

Самокаты MOLNIA («Молния»)

Электросамокаты `Молния`

Электросамокаты `Молния`

Зона покрытия у «Молнии» скромнее, чем у «Вуш», зато и тарифы доступнее.

Принцип регистрации в приложении и запуска поездки аналогичен выше описанному у конкурента: заводим свои данные, привязываем платежную карту, открываем карту города, находим самокат и едем.

Но есть нюансы:

— на этапе регистрации порадовала фото-видео-инструкция: подробно и красиво сняты принципы управления, правила парковки, все максимально наглядно и понятно. Пересмотреть ее можно в разделе «Поддержка»;

— зона покрытия для самокатов «Молнии» в основном ограничена центром города с заездами до парка 300-летия на западе (метро Беговая), Полюстровского парка на востоке и Парка Победы на юге (метро Парк Победы);

— самокатов и парковок уже не так много по сравнению с «Вуш», из некоторых кварталов придется идти пешком;

— парковочный тросик не всегда легко выходит из замка, помогает его немного покрутить;

— приложение позволяет узнать уровень заряда аккумулятора, но каков лимит в минутах и километрах, можно представить себе только примерно.

Зона покрытия для самокатов `Молнии`

Зона покрытия для самокатов `Молнии`

Стоимость проката самокатов MOLNIA

«Молния» порадовала возможностью выбрать тариф. Для этого перед стартом поездки нужно нажать кнопку «Выбор тарифа» в приложении. Перед нами откроется множество вариантов, и стоимость будет меняться в зависимости от максимальной скорости самоката.

Тарифы с максимальной скоростью 25 км/ч:

— минутный: 45 рублей за старт + 7 рублей за каждую минуту аренды;

— часовой: 45 рублей за старт + 355 рублей за час аренды;

— по пробегу: 45 рублей за старт + 35 рублей за километр пробега + 1 рубль за минуту аренды;

Тарифы с максимальной скоростью 20 км/ч:

— минутный: 45 рублей за старт + 5 рублей за каждую минуту аренды;
— по пробегу: 45 рублей за старт + 25 рублей за километр пробега + 1 рубль за минуту аренды;

Тарифы ЭКО с максимальной скоростью 15 км/ч:

— минутный: 45 рублей за старт + 4 рубля за каждую минуту аренды;

— часовой: 45 рублей за старт + 255 рублей за час аренды;

— по пробегу: 45 рублей за старт + 15 рублей за километр пробега + 1 рубль за минуту аренды.

Пока вы выбираете тариф, приложение бронирует самокат для вас на 10 минут. Эта услуга бесплатная.

Определяемся с тарифом и отправляемся в путь.

Поездка на «Молнии»

В качестве залога на время поездки на карте блокируется 250 рублей.

В этот раз мы выбрали маршрут от парка 300-летия до метро Крестовский остров. Самокату предстояло справиться с подъемом на Беговой мост, что у него получилось отлично. На спуске с моста самокат сам притормаживал, не давая лететь вниз на полной скорости. Возможно, так работало ограничение до 20 км/ч, разрешенных по выбранному тарифу.

Кстати, самокаты «Молнии» оборудованы экраном, и за своей скоростью можно следить.

Ямки и поребрики остаются неприятными препятствиями, но здесь ничего нельзя поделать кроме как выбрать идеально ровный маршрут. Зато прогулка по велодорожке в парке оставит массу положительных эмоций.

Самокат справляется и с гравийным покрытием, но передвижение по мелким камешкам особо приятным не назовешь.

Звонок на руле отличается от привычных велозвонков: чтобы извлечь звук, его надо провернуть. Впрочем, он звонкий, удобно расположен и позволяет оперативно им воспользоваться.

В целом впечатления от «Молнии» были даже лучше, чем от «Вуш»: самокат ощущался совсем новеньким, что, вероятно, вызвано большей новизной и меньшей популярностью самого сервиса.

Завершаем поездку

Зоны, где можно оставить самокат, обозначены на карте в приложении значками «Р» и окрашены голубым цветом.

В инструкции подробно описано, к каким конструкциям и в каком положении парковать самокат нельзя. Суть неизменна: припаркованный самокат не должен никому мешать, а прикрепить трос можно к велопарковке или металлической ограде тротуара.

По завершении поездки приложение просит сделать фотографии замка и всего припаркованного самоката.

Поддержка и обратная связь

Помимо видео-инструкции, в разделе «Поддержка» приложения можно найти ссылку на FAQ — ответы на самые популярные вопросы, а также способы прямой связи: Телеграм, электронная почта и WhatsApp.

Наш прокат прошел без проблем, но из упоминаний сервиса в интернете мы узнали, что, например, ошибочные списания оперативно возвращаются пользователю.

Электросамокаты Red Wheels

Электросамокат Red Wheels

Электросамокат Red Wheels

Внешне Red Wheels очень похож на «Молнию», и с поправкой на цветовую гамму приложения этих двух сервисов почти идентичны друг другу. Как и «Молния», сервис предоставляет в аренду электросамокаты Ninebot MAX.

Процесс регистрации и старта поездки также ничем не отличается от конкурентов, разве что интересной видеоинструкции здесь нет, да и вовсе никакого обучения мы не увидели.

Учитывая, что это был третий по счету кикшеринг, оно уже и не было так необходимо, да и в целом все сервисы на самом деле достаточно просты и расположены к пользователю.

Зона катания Red Wheels порадует жителей северных районов. Помимо прогулки по центру города, на их самокатах можно доехать почти до Парнаса, если, конечно, хватит заряда. И да, здесь в приложении тоже нет информации, на какой срок или расстояние хватит заряда самоката, который вы собираетесь взять в аренду.

Зона катания Red Wheels

Зона катания Red Wheels

Стоимость проката электросамокатов Red Wheels

Как и «Молния», Red Wheels позволяют выбрать тариф в зависимости от максимальной скорости. Системы похожи друг на друга с той лишь разницей, что самый дорогой тариф у Red Wheels все же дешевле.

Тарифы «Спорт» с максимальной скоростью 25 км/ч:

— поминутный: 45 рублей за старт + 6 рублей за каждую минуту аренды;

— часовой: 45 рублей за старт + 350 рублей за час аренды;

— по пробегу: 45 рублей за старт + 35 рублей за километр пробега + 1 рубль за минуту аренды;

Тарифы «Стандарт» с максимальной скоростью 20 км/ч:

— поминутный: 45 рублей за старт + 5 рублей за каждую минуту аренды;

— часовой: 45 рублей за старт + 260 рублей за час аренды;

— по пробегу: 45 рублей за старт + 25 рублей за километр пробега + 1 рубль за минуту аренды;

Тарифы «ЭКО» с максимальной скоростью 15 км/ч:

— поминутный: 45 рублей за старт + 4 рубля за каждую минуту аренды;

— по пробегу: 45 рублей за старт + 20 рублей за километр пробега + 1 рубль за минуту аренды.

Процесс поездки и ее завершения полностью идентичен тому, что мы писали о «Молнии».

Поддержка и обратная связь

А вот со службой поддержки Red Wheels пришлось связаться. Замок первого самоката, который мы пытались арендовать, по какой-то причине никак не хотел открываться, поэтому пришлось завершить поездку и выбрать другой. Разумеется, деньги с карты за эту «поездку» были списаны.

Связаться с поддержкой можно только по телефону, и удобство здесь было лишь в том, что вручную номер набирать не нужно: звонок можно запустить прямо из приложения. Объяснив ситуацию, мы попросили вернуть деньги, но оказалось, что это невозможно. Вместо этого оператор вежливо предложила начислить на баланс пользователя бонусные баллы на аналогичную сумму.

Баллы появились на счету спустя примерно неделю и, вероятно, в следующую поездку должны будут уйти в погашение итогового счета. Лучше, чем ничего, но впечатление от такого сервиса не самое приятное.

Другие кикшеринги

Кроме упомянутых в этой статье сервисов кикшеринга в городе появились также Bolt, Urent и ПоПути. Зоны их покрытия меньше, а стоимость аренды примерно соответствует конкурентам.

Самокаты Urent

Самокаты Urent

Для желающих воспользоваться механическим самокатом работает сервис Samocat. Стоимость его аренды 15 рублей за старт + 3 рубля в минуту первые 60 минут, далее 2 рубля в минуту. Зона покрытия пока ограничена самым центром города.

Подводя итоги

Электросамокаты в Петербурге стремительно набирают популярность, а сервисы по их бесконтактному прокату открываются один за другим. Главной причиной такого успеха видится простота этого вида транспорта: самокат менее громоздкий и габаритный, чем велосипед, а его управлению не нужно долго учиться.

У каждого, кто желает передвигаться по Питеру с ветерком, но не любит или не умеет кататься на велосипеде, теперь есть гораздо более простой способ.

Кикшеринги же сделали этот транспорт ещё доступнее, теперь даже не нужно покупать свой скутер, достаточно потратить несколько минут на установку приложения, и вот уже можно ехать.

Разумеется, у кикшеринга есть и минусы:

— пользователи интернета в один голос отмечают дороговизну сервисов, поездки получаются слишком затратными для регулярного использования в качестве транспорта. Если сравнивать, то зачастую дешевле даже такси;

— электросамокаты не рассчитаны на долгие поездки, емкости аккумуляторов хватит в лучшем случае на пару часов;

— территория, на которой можно пользоваться самокатом, ограничена, выезжать из нее нельзя: самокат просто остановится. В случае, если его вывезти за зону действия, оператор может выписать большой штраф;

— будучи предметами общего пользования, шеринговые самокаты могут выходить из строя или выглядеть обшарпанными. Многие и не обратят на это внимание, но для кого-то испортит все впечатление;

Все же мы бы назвали свое знакомство с кикшерингом позитивным. Несмотря на некоторую дороговизну и ограниченную зону покрытия, электросамокат может разнообразить прогулку по городу и заменить транспорт, когда потребуется стать мобильным на небольшое время.

Елена Егорова

28 сентября 2020

Обсуждение: 2 комментария
  1. Павел:

    Добрый день! Интересная и полезная информация. А от какого числа эта статья?

    Ответить
    1. Добрый день, статья опубликована 28 сентября 2020 г. И мы планируем вносить туда изменения и дополнения с учетом того, как будут развиваться сервисы. Следим за ситуацией.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарии, вы соглашаетесь с правилами сайта

© 2020 Окно в Петербург
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru