Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского в Петербурге живет очень насыщенной жизнью: мало того, что здесь хранится множество экспонатов, так в стенах музея постоянно устраиваются самые разные мероприятия. Пробежать экспозицию можно и за полчаса, но настоящий ценитель творчества великого писателя может остаться здесь на весь день, а душой – и на всю жизнь.
Музей Достоевского: адрес, билеты, цены
Адрес: Кузнечный переулок, 5/2. Ближайшие станции метро – Достоевская и Владимирская.
Телефоны: +7 812 571 40 31, +7 921 977 43 00, email: dostoevsky.museum@gmail.com
Официальный сайт: http://www.md.spb.ru
Время работы: вторник, четверг, пятница, суббота, воскресенье: 11.00-18.00, среда: 13.00-20.00
Стоимость посещения: взрослый – 150 рублей, льготный — 50, для иностранцев — 250.
Каждый 3-й четверг месяца для посетителей до 18 лет вход бесплатный. Кроме того, вход бесплатный 9 февраля (День памяти Достоевского), 18 мая (Международный день музеев) и 11 ноября (День рождения Достоевского).
Кому будет интересно: Всем ценителям русской культуры и литературы, любителям творчества Федора Михайловича Достоевского и истории Петербурга.
Экспозиция в доме-музее Достоевского
Достоевский снимал в этом доме квартиру в 1846 году, в 1878-80-х создавал «Братьев Карамазовых» и именно здесь он с семьей провел последние 28 месяцев своей жизни (писатель умер через два месяца после публикации романа).
На часах в рабочем кабинете так и застыли навечно дата и время смерти – 28 января (по старому стилю) 1881 года. Возможно, этот факт накладывает на весь интерьер музея, литературной экспозиции и театра, расположившегося в этих же стенах, гораздо более мрачный отпечаток, нежели тот, который содержало в себе само творчество Федора Михайловича, несущее нам свет его прозрений.
Вот так же, столбиком, помнится, и сам Достоевский вел подсчеты расходов на полях рукописей своих гениальных романов (надо сказать, как и Дюрер – великий художник – на полях своих дневников, как и Ван Гог…), — жизнь полна и высокой литературы, и совершенно прикладной математики. Причем не только в наших, на первый взгляд, обывательских историях, но и, как видите, у гениев.
Петербург Достоевского вроде бы изучен до последнего камешка, но исследователи умудряются находить все новые и новые факты из биографии Федора Михайловича и его современников. В музее проводятся литературные чтения, организуются театральные постановки, и вы также можете принять участие во всех этих мероприятиях.
Конечно, говорить, что в музее все прямо-таки дышит великим писателем, не приходится, особенно, зная историю реконструкций доходного, а потом и коммунального дома. Вид из окон традиционно петербургский, но вполне современный.
А вот интерьер комнат, воссозданный по фотографиям, заботливо собранный музейными работниками с помощью воспоминаний вдовы, современников и родственников писателя, уже позволяет уловить край его плаща…
В прихожей нас встречают оригинальной конструкции настенная вешалка, зонтичница, трюмо, геридон, на котором – под футляром шляпа Федора Михайловича.
Далее, гостиная, где Достоевский выкуривал сигаретку перед тем, как приняться за работу.
И, наконец, кабинет творца, его письменный стол.
Ручка, бумажник – подлинные, книги – из личной библиотеки писателя. В день смерти коробка из-под табака фирмы «Лаверн» находилась в кабинете, и дочь Федора Михайловича написала на ней: «28-го января 1881-го г. умир папа, в 3 четверти 9-го» (орфография Любови Федоровны).
Кабинет писателя воссоздан в точности благодаря тому, что вдова сразу после смерти великого пророка пригласила фотографа Владимира Таубе, чтобы запечатлеть для потомков интерьер таким, каким он был при жизни Достоевского.
Литография с картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля — подарок жены Алексея Константиновича Толстого. Анна Григорьевна вспоминала, что в Дрезденской картинной галерее «Федя придумал стать на стул перед Мадонной, чтобы ближе ее рассмотреть». И этот кусочек «Флоренции на Эльбе» Федор Михайлович очень ценил и любил. В Дрездене были написаны «Бесы»…
Сегодня много говорят о том, что Достоевский предвидел грядущую революцию, что хотел написать второй том «Братьев Карамазовых», чтобы предостеречь современников, чувствовал в себе силы, имел большие замыслы, но, вероятно, нашей стране зачем-то нужно было пережить весь этот грандиозный опыт ХХ века с его революциями, войнами, чтобы на излете вновь вернуться к аксиоме мыслителя о слезе невинного ребенка… А у истоков века ХХI опять скатиться к военной риторике. Не укладывается в голове только одно – как мог Федор Михайлович, пережив столь многое, сохранить вот этот любящий взгляд на человечество, на каждого отдельно взятого, ничтожного, зачастую озлобленного и сам вид человеческий потерявшего homo sapiens.
Наверное, так мог бы смотреть на нас Христос, чей образ писатель так или иначе дал нам в князе Мышкине (роман «Идиот») – любимом своем персонаже. Недостижимая для обычного человека высота духа. Но, только соприкасаясь с биографией человека необычного — философа, художника, творца, восхитившись, мы, может быть, станем хотя бы задумываться об этой недосягаемой Вечности…
Светлана Цыркунова
Побывать не только в музее, но и других связанных с жизнью творчеством великого писателя местах можно, заказав литературную экскурсию:
Было не очень много времени, поэтому никакую экскурсии не взяла, аудиогида тоже. Но просто ходить по залам оказалось скучновато, экспозиция в музее Достоевского достаточно бедная. В любом случае, даже несколькими стульями и столом( немного утрирую) музейные работники смогли воссоздать дух того времени Петербурга, в котором жил писатель и его герои.