Среда, 30 сентября 2020   Подписка на обновления  RSS  О проекте  Сотрудничество
Популярно

Выставка-блокбастер «Лихие 90-е. Свобода без границ» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI с 17 декабря

Выставка-блокбастер «Лихие 90-е. Свобода без границ» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI с 17 декабря

Самое запоминающееся десятилетие второй половины XX века в нашей стране оставило неслабый след не только в памяти, но и в художественном искусстве. Челночники, малиновые пиджаки, ларьки, война в Чечне, тупой одноклассник, вмиг ставший миллионером (потом найдут закопанного в лесу), «черный вторник», дефолт… Одним словом, «хотели как лучше, получилось как всегда». Дух 90-х — в более чем 150 картинах, от которых (смотрите фотографии) веет ностальгией какого-то особенного свойства.

Выставка — не пересказ десятилетия, не документальное воспоминание, а его символическое отображение. Не столько переосмысление, ибо произведения были созданы одновременно с эпохой, а именно отображение, фиксация, но художественная, а не фотографическая. Эта фиксация сама по себе имела огромное значение, ведь как быстро и резко все менялось! Вчерашний высокий партийный чин превратился в «господина никто». Вчерашний дворник, удачно сбивший бригаду из крепких парней и окучивший местный рынок, уже ездил на джипе. Но с большой охраной. Вчерашний ученый, изобретатель-конструктор, торговал на вещевом рынке варенками. Каждый выживал как мог. А что было делать? В 1992 году мяса, по сравнению с 91-м, есть стали на 80% меньше, молока — пить на 56%, потребление овощей сократилось на 80%, рыбы — на 56%. Смертность в среднем росла, рождаемость в среднем падала.

Художник А.Семенов

А.Семенов `Похищение Европы`

В политике и экономике страну «колбасило не по-детски»: расстрел Белого дома, война в Чечне, обвал фондового рынка, обесценение рубля, жесткие выборы президента в 96-м, массовые забастовки из-за невыплаты зарплаты и цены, которые росли не по дням, а по часам — и это не всегда было метафорой. Герои «Бандитского Петербурга», о которых многие уже даже и знают, хозяйничали в городе.

Художник О. Драгомощенко

О.Драгомощенко `Отражение второй скорости`

С другой стороны — зато какая свобода. Рухнул железный занавес и «та самая» Америка стала всего лишь на расстоянии рейса Москва — Нью-Йорк. В магазинах невиданные ранее заморские товары, а телевизор ломился от рекламы «Сникерса», «Херши Колы» и водки «Распутин», в промежутках между которыми «выступал» знаменитый Леня Голубков.

Да уж, много чего можно вспомнить. Вот выставка и приглашает вспомнить и, так сказать, осознать.

В общей сложности вам покажут произведения сотни российских мастеров разных поколений, весьма разные по стилистике и направлениям. Искусство 90-х годов отличалось вавилонским многообразием. В культуру ворвались всевозможные художественные эскапады, которые бросили вызов традиционному искусству. Границы культурного пространства расширились неимоверно. Появились экстремальные инсталляции, напоминавшие живописные или скульптурные свалки, претенциозные перформансы и скандальные публичные акции. В этом плане 90-е сильно напомнили 20-е, но слава богу, были чуточку скромнее.

скульптура Сокова

Л.Соков `Медведь, бьющий молотом по серпу`

На выставке будут представлены произведения Михаила Рогинского, Виктора Пивоварова, Игоря Макаревича, Тимура Новикова, Беллы Матвеевой, Ольги Тобрелутс, Марины Колдобской, Гиппер-Пуппера, Василия Комара и Александра Меламида, и многих других.

Работы таких мастеров, как Виктор Данилов, Михаил Гавричков, Остап Драгомощенко, Василий Голубев, Александр Лоцман, Евгений Тыкоцкий, Владимир Канищев (и не только их) добавят в экспозицию ноты сарказма и иронии.

картина М.Гавричкова

М.Гавричков `Боярин`

Портреты «новых русских», криминальные разборки на улице, вакханалии любовных сцен, изображения люмпенов наполняют искусство 90-х бесшабашным юмором, сквозь который сквозит тревожная лирика и обрушившаяся на людей новизна переживаний.

Представители старого советского поколения свои скорбные наблюдения за нравственной деградацией соотечественников, предавших ценности и святыни великой эпохи, воплощают в образах омерзительных уродцев-«тюрликов», как у Гелия Коржева; одиноко шагающего по выжженной и опустошенной земле «победителя», как у Виталия Тюленева; бомжей и дворников, как у Алексея Штерна и Виктора Мымрина; искалеченных от столкновения с обезумевшей реальностью персонажей Эрнста Неизвестного; пирующих на последнем шабаше жизни героев Натальи Нестеровой и многих других.

Художник М.Колдобская

М.Колдобская `Благослови (Bless me)`

Кроме того, в рамках выставки запланированы:
— показы фильмов;
— дискуссии;
— мастер-классы;
— музыкальные и театрализованные перфомансы;
— авторские экскурсии;
— и даже научная конференция.

Презентационный ролик выставки:

Даты: с 17 декабря 2019 по 1 марта 2020
Время: с 12:00 до 20:00
Место: Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-XXI веков
Адрес: набережная канала Грибоедова, 103
Вход: 150 рублей, есть льготы
Сайт: http://www.mispxx-xxi.ru
Возрастное ограничение: желательно застать 90-е в сознательном возрасте 🙂

Верхнее фото — картина Н.Сажина «Белые ночи (Два рибока)»

Максим Калиниченко

23 ноября 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарии, вы соглашаетесь с правилами сайта

© 2020 Окно в Петербург
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru