Здесь, в Биржевом переулке Васильевского острова, невзирая на годы затворничества великого русского художника Архипа Ивановича Куинджи, собиралась завидная часть русской творческой интеллигенции конца XIX- начала XX вв. Другом живописца был ученый Дмитрий Менделеев, с которым они вместе играли в шахматы.
Среди учеников мастера – Николай Рерих, философ-мистик, путешественник, археолог. Эти стены хранят многие тайны.
Сюда, «в гости» к великому мастеру кисти, Архипу Куинджи, стоит зайти не только ради того, чтобы посмотреть на картины.
Адрес музея-квартиры А. Куинджи: Биржевой переулок, д. 1/10, кв. 11 (или набережная Макарова, д. 10 (вход с Биржевого переулка). Ближайшие станции метро – Спортивная (выход на набережную Макарова), Василеостровская (пройти дворами от Среднего проспекта В. О.)
Телефон: +7 999 024 25 90 — для справок, ежедневно с 11:00 до 17:00. Для заказа экскурсий +7 999 034 45 53, со среды по воскресенье с 11:00 до 17:00.
Официальный сайт: http://artsacademymuseum.org/
Время работы: среда, пятница, суббота и воскресенье: 11:00 — 19:00, четверг: с 13:00 до 21:00 (касса работает до 20:30).
Билеты и стоимость посещения. Билеты покупать только на сайте. Для взрослых, не имеющих льгот, вход — 200 рублей, для пенсионеров и учащихся — 100 рублей. Экскурсия — 200 рублей, оплачивается в дополнение ко входному билету.
Есть много льгот, в том числе для детей до 16 лет, ветеранов, инвалидов, музейных сотрудников, студентов Академии Художеств им. Репина, суворовцев, нахимовцев, кадетов – для всех перечисленных категорий (это не конечный список) посещение бесплатно. Но имейте в виду, что для некоторых категорий (например, нахимовцев, суворовцев и кадетов и пр.) бесплатное посещение только в конкретный день недели.
Два раза в год вход в квартиру-музей Куинджи бесплатный для всех категорий: 9 февраля и 18 мая.
Имеет смысл воспользоваться аудиогидом, если вы еще не наслышаны о живописце (экскурсию можно скачать бесплатно в самом музее по QR-коду).
Кому будет интересно: любителям живописи, ценителям прекрасного, романтикам, гностикам и агностикам, и просто любопытствующим о природе человеческой.
Фотографии, конечно, не передают волшебства атмосферы музея-квартиры, — совершенно чудесная, просторная мансарда, она дышит небом Петербурга и купается в световых бликах столь ценных для Северной столицы и для световосприятия художника.
Современники отмечали, что для Куинджи было присуще уникальное восприятие света. Дмитрий Менделеев специальным прибором исследовал зрение друга и заметил, что тот способен улавливать его малейшие оттенки.
«В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского», — напишут о нем критики. А ведь великий Айвазовский когда-то отказал начинающему художнику принять его в свои ученики, когда тот еще не перебрался из Мариуполя в Петербург.
Тем ценнее, что несостоявшийся ученик превзошел своего неучителя.
«Христос в Гефсиманском саду», фрагмент из каталога в Музее-квартире А. И. Куинджи; оригинал находится в собрании Воронцовского дворца-музея в Алупке (Крым), выставляется в Шуваловском корпусе дворца.
Эта, как и другие работы мастера, – совершенно уникальное творение философа и ученого, собственным примером разбивающего в пух и прах вечные отговорки наших сегодняшних «гениев» о том, что «великие, мол, не копируют, они воруют».
Но как-то обошелся Архип Иванович без воровства и в своем творчестве (его во всем мире признавали одним из самых оригинальных живописцев, не найдя в его работах никаких следов подражания), и в жизни – рано осиротевший сын бедного сапожника, он стал миллионером, профессором Петербургской Академии художеств.
Отец его будущей жены Веры Леонтьевны – богатый и знатный купец – шантажировал жениха то требованиями заработать сто рублей, то стать богатым и знаменитым в принципе. Архип Куинджи из Одессы, где тогда учился, пешком с обозом (не хуже Ломоносова) дошел до Петербурга, поступил в Академию художеств, разбогател и вернулся за своей Верой.
Вместе они посетили Валаам в свадебное путешествие (это тоже баллада о любви, смерти и предназначении). Вместе прошли по жизни. Никогда не держали прислугу, Вера Леонтьевна справлялась по дому самостоятельно.
И квартиру эту с мансардой они обживали без оглядки на то, что с доходами мужа могли бы себе позволить гораздо более роскошные апартаменты; остались, однако, в этом царстве воздуха и света, привечая друзей.
Увы… когда после всех предреволюционных перипетий, домашнего ареста и принудительной отставки из Академии после студенческой забастовки 1887 года (а студентов своих Куинджи тогда защищал бесстрашно! вот порадовались удачному поводу избавиться от харизматичного конкурента его завистники); после затворничества и треволнений, унесших здоровье, а в итоге и жизнь мастера, Вера Леонтьевна осталась одна, никто не спас ее от голодной смерти в революционном Петрограде 20-х годов.
Никто из тех, кого Куинджи так щедро спонсировал, а уж он никому из своих друзей и учеников никогда не отказывал в помощи, ни само Общество его имени (Обществу было завещано 500 работ мастера) как-то не озадачились судьбой женщины, которую творец любил всю свою жизнь…
Если честно, совершенно неудивительны эти равнодушие и неблагодарность в людях, хотя, конечно, отвратительны. Удивительно как раз то, что в нашем мире наряду с этой мерзостью живут их противоположности: добро и гений и свет и надежда…
Так что этот музей стоит посетить и для того, чтобы просто отдать дань уважения хорошему человеку.
В любые, пожалуй, времена большое дело – таким человеком быть по жизни. Архип Куинджи им был: добрым, щедрым, искренним, и, может быть, именно поэтому — очень вспыльчивым, ищущим, любознательным.
Художник увлекался астрономией, и даже профессионалы признавали, что в работах Куинджи все звезды – на своих реальных небесных местах.
Уникальный сам, он и учеников своих учил «творить без оглядки на признанных мастеров».
Все помнят знаменитую картину Архипа Ивановича «Лунная ночь на Днепре», так сказать, «визитную карточку» живописца:
Автор выставлял свою «Лунную ночь» вниманию взыскующих на протяжении лета и осени 1880 года в этой своей мастерской, а потом на Малой Морской в Обществе поощрения художников. Фурор, пиар, сенсация, первая в России выставка одной картины, давка из желающих приобщиться к искусству… пересуды и мистика шлейфом тянутся за ней долгие годы. «Лунную ночь» действительно трудно не заметить и невозможно забыть. Все, кто побывал в Русском музее хоть однажды, уж ее-то точно припомнят: совершенно фантастический пейзаж, завораживающий воображение.
А секрет прост: дружба художника с Дмитрием Менделеевым, увлечение Архипа Ивановича наукой и свойствами красок (Куинджи даже прозвали алхимиком), — все это и, конечно же, его живописный гений, подарили миру эту чудесную практически голограмму из XIX века. Еще бы современникам мастера не впечатлиться, если уж и наша нынешняя избалованная публика до сих пор воодушевлена…
Так Леонардо да Винчи поражал воображение жителей XV века и не утратил интереса публики доныне.
Почему-то, правда, складывается впечатление, что наш российский художник гораздо менее распиарен… даже в своей родной стране. Поражает, что большинство из его пяти сотен работ так и «пылятся» где-то в музейных запасниках. Выставка, проходившая в Петербурге в 2019 году, и представлявшая крымский период мастера, предложила зрителям ряд крымских пейзажей (штук семь). Тут же была представлена и украденная накануне из Третьяковки в конце января 2019 года (вы, конечно, в курсе этой знаменитой истории) «Ай-Петри. Крым»:
Это криминальное событие, конечно, подстегнуло интерес публики к творчеству мастера.
Здесь узнается и будущий Рерих.
Николай Константинович Рерих о своем учителе: «Куинджи любил учеников. Это была какая-то особенная любовь, которая иногда существует в Индии, где понятие учителя-гуру облечено особым пониманием».
Сюда, в Крым, где он сам в 1886 году приобрел участок, в имение Сара-Кикенеиз он вывозил на летнюю практику своих учеников из художественного училища при Академии художеств (студенческая база действует в Крыму и сейчас).
Здесь черпали вдохновение не одно поколение поэтов и художников, потому что нельзя не вдохновиться!
Светлана Цыркунова