16 +  О проекте  Сотрудничество
Популярно

Музей-квартира Архипа Куинджи

Музей-квартира Архипа Куинджи

Здесь, в Биржевом переулке Васильевского острова, невзирая на годы затворничества великого русского художника Архипа Ивановича Куинджи, собиралась завидная часть русской творческой интеллигенции конца XIX- начала XX вв. Другом живописца был ученый Дмитрий Менделеев, с которым они вместе играли в шахматы.

Среди учеников мастера – Николай Рерих, философ-мистик, путешественник, археолог. Эти стены хранят многие тайны.

Сюда, «в гости» к великому мастеру кисти, Архипу Куинджи, стоит зайти не только ради того, чтобы посмотреть на картины.

Во дворе этого желтого здания и находится музей А. Куинджи

Во дворе этого желтого здания и находится музей А. Куинджи

Адрес музея-квартиры А. Куинджи: Биржевой переулок, д. 1/10, кв. 11 (или набережная Макарова, д. 10 (вход с Биржевого переулка). Ближайшие станции метро – Спортивная (выход на набережную Макарова), Василеостровская (пройти дворами от Среднего проспекта В. О.)
Телефон: +7 999 024 25 90 — для справок, ежедневно с 11:00 до 17:00. Для заказа экскурсий +7 999 034 45 53, со среды по воскресенье с 11:00 до 17:00.

Официальный сайт: http://artsacademymuseum.org/
Время работы: среда, пятница, суббота и воскресенье: 11:00 — 19:00, четверг: с 13:00 до 21:00 (касса работает до 20:30).

Билеты и стоимость посещения. Билеты покупать только на сайте. Для взрослых, не имеющих льгот, вход — 200 рублей, для пенсионеров и учащихся — 100 рублей. Экскурсия — 200 рублей, оплачивается в дополнение ко входному билету.

Есть много льгот, в том числе для детей до 16 лет, ветеранов, инвалидов, музейных сотрудников, студентов Академии Художеств им. Репина, суворовцев, нахимовцев, кадетов – для всех перечисленных категорий (это не конечный список) посещение бесплатно. Но имейте в виду, что для некоторых категорий (например, нахимовцев, суворовцев и кадетов  и пр.) бесплатное посещение только в конкретный день недели.

Два раза в год вход в квартиру-музей Куинджи бесплатный для всех категорий: 9 февраля и 18 мая.

Имеет смысл воспользоваться аудиогидом, если вы еще не наслышаны о живописце (экскурсию можно скачать бесплатно в самом музее по QR-коду).

Кому будет интересно: любителям живописи, ценителям прекрасного, романтикам, гностикам и агностикам, и просто любопытствующим о природе человеческой.

Музей в Биржевом переулке

Музей в Биржевом переулке д. 1/10, кв. 11

Мастерская художника

Мастерская художника

Лестница на второй этаж, ведущая в мастерскую

Лестница на второй этаж, ведущая в мастерскую

Фотографии, конечно, не передают волшебства атмосферы музея-квартиры, — совершенно чудесная, просторная мансарда, она дышит небом Петербурга и купается в световых бликах столь ценных для Северной столицы и для световосприятия художника.

Современники отмечали, что для Куинджи было присуще уникальное восприятие света. Дмитрий Менделеев специальным прибором исследовал зрение друга и заметил, что тот способен улавливать его малейшие оттенки.

«В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского», — напишут о нем критики. А ведь великий Айвазовский когда-то отказал начинающему художнику принять его в свои ученики, когда тот еще не перебрался из Мариуполя в Петербург.

Тем ценнее, что несостоявшийся ученик превзошел своего неучителя.

Христос в Гефсиманском саду

`Христос в Гефсиманском саду`

«Христос в Гефсиманском саду», фрагмент из каталога в Музее-квартире А. И. Куинджи; оригинал находится в собрании Воронцовского дворца-музея в Алупке (Крым), выставляется в Шуваловском корпусе дворца.

Эта, как и другие работы мастера, – совершенно уникальное творение философа и ученого, собственным примером разбивающего в пух и прах вечные отговорки наших сегодняшних «гениев» о том, что «великие, мол, не копируют, они воруют».

Но как-то обошелся Архип Иванович без воровства и в своем творчестве (его во всем мире признавали одним из самых оригинальных живописцев, не найдя в его работах никаких следов подражания), и в жизни – рано осиротевший сын бедного сапожника, он стал миллионером, профессором Петербургской Академии художеств.

Отец его будущей жены Веры Леонтьевны – богатый и знатный купец – шантажировал жениха то требованиями заработать сто рублей, то стать богатым и знаменитым в принципе. Архип Куинджи из Одессы, где тогда учился, пешком с обозом (не хуже Ломоносова) дошел до Петербурга, поступил в Академию художеств, разбогател и вернулся за своей Верой.

Вместе они посетили Валаам в свадебное путешествие (это тоже баллада о любви, смерти и предназначении). Вместе прошли по жизни. Никогда не держали прислугу, Вера Леонтьевна справлялась по дому самостоятельно.

И квартиру эту с мансардой они обживали без оглядки на то, что с доходами мужа могли бы себе позволить гораздо более роскошные апартаменты; остались, однако, в этом царстве воздуха и света, привечая друзей.

Увы… когда после всех предреволюционных перипетий, домашнего ареста и принудительной отставки из Академии после студенческой забастовки 1887 года (а студентов своих Куинджи тогда защищал бесстрашно! вот порадовались удачному поводу избавиться от харизматичного конкурента его завистники); после затворничества и треволнений, унесших здоровье, а в итоге и жизнь мастера, Вера Леонтьевна осталась одна, никто не спас ее от голодной смерти в революционном Петрограде 20-х годов.

Никто из тех, кого Куинджи так щедро спонсировал, а уж он никому из своих друзей и учеников никогда не отказывал в помощи, ни само Общество его имени (Обществу было завещано 500 работ мастера) как-то не озадачились судьбой женщины, которую творец любил всю свою жизнь…

Если честно, совершенно неудивительны эти равнодушие и неблагодарность в людях, хотя, конечно, отвратительны. Удивительно как раз то, что в нашем мире наряду с этой мерзостью живут их противоположности: добро и гений и свет и надежда…

В зеркале ушедшего времени...

В зеркале ушедшего времени…

Так что этот музей стоит посетить и для того, чтобы просто отдать дань уважения хорошему человеку.

В любые, пожалуй, времена большое дело – таким человеком быть по жизни. Архип Куинджи им был: добрым, щедрым, искренним, и, может быть, именно поэтому — очень вспыльчивым, ищущим, любознательным.

Рабочий стол

Рабочий стол

Художник увлекался астрономией, и даже профессионалы признавали, что в работах Куинджи все звезды – на своих реальных небесных местах.

Гостиная

Гостиная. Портрет А.И.Куинджи работы И.Н.Крамского

Мастерская

Здесь творил гений

Уникальный сам, он и учеников своих учил «творить без оглядки на признанных мастеров».

Работы учеников А.Куинджи

Работы учеников А.Куинджи

Еще работы учеников Мастера

Еще работы учеников Мастера

Все помнят знаменитую картину Архипа Ивановича «Лунная ночь на Днепре», так сказать, «визитную карточку» живописца:

Лунная ночь на Днепре

`Лунная ночь на Днепре` из постоянной экспозиции Русского музея

Повторение шедевра

Одно из пяти повторений шедевра в мансарде-мастерской музея-квартиры

Автор выставлял свою «Лунную ночь» вниманию взыскующих на протяжении лета и осени 1880 года в этой своей мастерской, а потом на Малой Морской в Обществе поощрения художников. Фурор, пиар, сенсация, первая в России выставка одной картины, давка из желающих приобщиться к искусству… пересуды и мистика шлейфом тянутся за ней долгие годы. «Лунную ночь» действительно трудно не заметить и невозможно забыть. Все, кто побывал в Русском музее хоть однажды, уж ее-то точно припомнят: совершенно фантастический пейзаж, завораживающий воображение.

А секрет прост: дружба художника с Дмитрием Менделеевым, увлечение Архипа Ивановича наукой и свойствами красок (Куинджи даже прозвали алхимиком), — все это и, конечно же, его живописный гений, подарили миру эту чудесную практически голограмму из XIX века. Еще бы современникам мастера не впечатлиться, если уж и наша нынешняя избалованная публика до сих пор воодушевлена…

Так Леонардо да Винчи поражал воображение жителей XV века и не утратил интереса публики доныне.

Почему-то, правда, складывается впечатление, что наш российский художник гораздо менее распиарен… даже в своей родной стране. Поражает, что большинство из его пяти сотен работ так и «пылятся» где-то в музейных запасниках. Выставка, проходившая в Петербурге в 2019 году, и представлявшая крымский период мастера, предложила зрителям ряд крымских пейзажей (штук семь). Тут же была представлена и украденная накануне из Третьяковки в конце января 2019 года (вы, конечно, в курсе этой знаменитой истории) «Ай-Петри. Крым»:

`Ай-Петри. Крым`

`Ай-Петри. Крым`, из временной экспозиции Русского музея

Это криминальное событие, конечно, подстегнуло интерес публики к творчеству мастера.

Картины Куинджи из постоянной экспозиции Русского музея

Картины А. И. Куинджи из постоянной экспозиции Русского музея

`Красный закат`, из каталога в Музее-квартире Куинджи

`Красный закат`, из каталога в Музее-квартире А. И. Куинджи

Здесь узнается и будущий Рерих.

Николай Константинович Рерих о своем учителе: «Куинджи любил учеников. Это была какая-то особенная любовь, которая иногда существует в Индии, где понятие учителя-гуру облечено особым пониманием».

`Море. Крым`

`Море. Крым`, июньская экспозиция Русского музея

Сюда, в Крым, где он сам в 1886 году приобрел участок, в имение Сара-Кикенеиз он вывозил на летнюю практику своих учеников из художественного училища при Академии художеств (студенческая база действует в Крыму и сейчас).

Здесь черпали вдохновение не одно поколение поэтов и художников, потому что нельзя не вдохновиться!

`Казбек вечером`

`Казбек вечером` — из постоянной экспозиции Русского музея

`Облако над степью`

`Облако над степью`, временная экспозиция Русского музея

`Радуга`

`Радуга`. Из постоянной экспозиции Русского музея

Кадр из фильма о художнике

Кадр из фильма о художнике – трансляция из музея-квартиры

Светлана Цыркунова

27 января 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарии, вы соглашаетесь с правилами сайта

© 2012 - 2024 Окно в Петербург: новости, экскурсии, музеи, развлечения, покупки, транспорт