В «Севкабеле» устроили любопытный «баттл», модный сейчас формат, при котором сравниваются две концепции или два подхода. В левом углу условного «ринга» советский авто- и мотопром, в правом — из братской соцстраны, преимущественно, Чехословакии (ныне Чехии). Дружба и соперничество народов были же не только в спорте.
Как такового «баттла», впрочем, особо нет. Это, так сказать, лишь провокационная форма, которая позволяет более четко увидеть отличительные особенности одного объекта на фоне другого и найти между ними параллели. Мысли ведь сходятся не только у дураков, но и инженеров, особенно при интенсивном обмене опытом.
Благодаря сопоставлению выходит познавательно, да и запоминается лучше. Все машины и мотики сопровождаются пояснительными плакатами, объясняющими суть живым языком.
Вот, допустим, мотоциклы, советский «Восход» и чехословацкая «Ява» (Jawa). Если первый был именно транспортом, более-менее доступным, и интересовал людей с точки зрения функционала, то «Ява» являлась субкультурой, образом жизни, элементом, который собирал владельцев в клубы по интересу.
«Восход» оказался попроще и в плане ремонта, для которого достаточно было «пары ключей, молотка и матерного слова» (все цитаты в тексте взяты из сопроводительных плакатов). А вот за новой цепью для Jawa приходилось побегать.
Перейдем к следующей паре: ГАЗ-24 (она же «Волга») и опять же чешская Tatra, модель 613.
Их объединяет то, что в своих странах оба автомобиля приглянулись «чиновникам и структурам». Правда, в СССР «Волга» широко использовалась еще и как такси, посмотрите, например, «Бриллиантовую руку».
Другое сходство — модный для своего времени дизайн. ГАЗ-24 точно ни с чем не спутаешь: много стекла, плоские поверхности, низкий силуэт.
У «Татры», к слову, дизайн от специально нанятой итальянской компании. И множество необычных технических решений, придуманных уже самими чехами, вроде двигателя в багажнике и вентилируемых дисковых тормозов.
И, наконец, последнее сходство, грустное. Оба производителя — что ГАЗ, что Tatra — с падением социализма свернули «легковой» бизнес и занялись грузовиками.
А вот то, что организаторы выставки охарактеризовали как «колеса для номенклатуры».
Опять же ГАЗ, на сей раз ГАЗ-13, он же «Чайка», и Tatra-603, к слову, предшественник упомянутой выше Tatra-613.
Совсем разные машины что по техническому исполнению, что по внешнему виду. И обе красивые.
Настолько, что и «Чайка» и Татра отхватили по престижной награде на международных выставках. Причем в капиталистических странах!
«Чайка» так вообще получила приз Гран-при на Экспо-58 в Брюсселе. И это в разгар «холодной войны». Может быть, в том числе потому, что дизайн был позаимствован в США (вам же наверняка кое-что напоминает из американских фильмов 50-х, разве нет?), кто знает…
В общем, обе машины получились и пользовались спросом не только в своих странах. Могут же, когда захотят.
Трогать машины на выставке нельзя. Можно лишь посидеть в двух автобусах и троллейбусе. В «рогатом» доступна опция сесть за руль, покрутить его и понажимать на рычажки и клавиши. Двери не откроются, рога не опустятся, но оценить эргономику рабочего места водителя вы сможете.
На выставке есть не только машины. В рамках общей экспозиции собрана еще одна, как бы внутри ее: соцкультбыта от Музея советской радиотехники.
Старенький телевизор показывает чешский мультфильм «Крот», можно полюбоваться пишущей машинкой, увидеть стереорадиоприемник «Ленинград» (работал, между прочим, отлично), порассматривать старые пластинки с популярными и тогда (и даже сейчас) итальянскими исполнителями. Вообще, «бытовая» часть выставки сильно напоминает Музей советских игровых автоматов: там тоже такое частенько устраивают.
Добро пожаловать, одним словом, в социалистическую эпоху, когда было много надежд, а всего остального было не очень много.
Звучит весьма актуальненько.
Даты: до 13 июня 2022
Время: понедельник-четверг: с 12:00 до 22:00, пятница-воскресенье: с 12:00 до 23:00
Место и адрес: «Севкабель Порт», Кожевенная линия, 40. Ближайшая станция метро Приморская
Билеты: от 300 рублей
Сайт: https://sevcableport.ru/ru/afisha/vystavka-avtomobilei-socializma
Возрастное ограничение: 6+
Иван Петропавловский