Российский этнографический музей (РЭМ) красиво разыграл актуальную тему, раскрыв ее в своей, культурной и этнографической, плоскости. Он предложил подумать о семантике маски, о том, какую роль она играла и для чего была нужна. У нее, кстати, широкий диапазон применения. И защита от зловредных сил сюда тоже входит.
Выставка открывает содержательный аспект культуры различных народов исторической Евразии, связанный с масками, и, таким образом, новые грани мира вещей. Многие из экспонатов собраны сотрудниками в этнографических экспедициях.
Сайт выставки «Маски: грани традиции» здесь.
Маска в человеческой культуре, обрядах и традициях, служит способом перевоплощения. Казалось бы, сегодня, когда мы носим ее для защиты себя и окружающих от истребительных частиц коронавируса, это чисто утилитарный предмет. Не совсем, считают организаторы выставки: ведь надевая ее, мы тем самым превращаемся в как бы героев, которые спасают мир от заразы.
Главный «персонаж» выставки — атрибут ритуальных действий и театрализованных представлений. Согласно традиционному мировоззрению, надевая личину, человек зачастую не просто изменял свою внешность, но и перевоплощался в того персонажа, которого изображал.
В культуре народов Евразии обрядовые перевоплощения при помощи масок, как правило, приурочены к календарным праздникам и обрядам жизненного цикла. У славян, балтов, финно-угров ряженье наиболее распространено на Святки и Масленицу; на Кавказе часто связано с зимними праздниками, а также окончанием сельскохозяйственных работ. У народов Сибири во время медвежьего праздника люди, исполнявшие танцы и разыгрывавшие пантомимы, надевали берестяные маски. Во многих культурах ряженье было важным элементом свадебной обрядности и было приурочено ко второму или третьему дню торжества.
Маски создавались из различных материалов и изображали головы животных, лица людей или мифических персонажей. Самые простые из них изготавливались из отреза ткани, куска кожи, клочка бумаги, на которых прорезались отверстия для глаз, носа и рта, часто и вовсе лицо ряженого просто занавешивалось тряпичным материалом. Сложносоставные маски, на создание которых было потрачено много сил, могли храниться в семье годами и передаваться по наследству. У народов Кавказа были распространены маски из войлока, у русских, литовцев известны личины, искусно вырезанные из дерева.
Часто маски создавали образ «страшного» существа или зверя, что подчеркивалось за счет мохнатых бровей, густой бороды, усов, огромного носа, торчащих зубов и прочего. Народные названия масок также указывали на их демоническую природу – чертовы, бесовские рожи. В отношении к ряженым сочетались чувство страха с радостью ожидания, они и пугали, и веселили. Считалось, что их визит обязателен – иначе не будет счастья, хорошего урожая и приплода скота.
В современной культуре тема масок тоже популярна. Есть даже один фильм, в котором главный герой, стоя перед зеркалом, произносит: «Все мы носим маски». Что происходит дальше, смотрите ниже.
Фильм так и называется, — «Маска». Сейчас самое время пересмотреть.
Иван Семенов