Петербургский «Зенит» пытается вернуть на трибуны болельщиков, которые уже решили отказаться от походов на стадион из-за Fan ID. Клуб «переназвал» Fan ID «Картой болельщика» и пообещал разыграть автомобиль среди тех, кто таки придет поболеть за команду (и, соответственно, оформит эту карту) на ее двух первых матчах в весенней части чемпионата страны.
Что такое Fan ID и «Карта болельщика»
Fan ID (фан айди) — введенный федеральным законодательством документ, который обязаны оформить все без исключения лица, желающие посетить матчи футбольной Российской Премьер-Лиги. Причем посетить в любом качестве — болельщика, стюарда, игрока, тренера, журналиста.
Оформляется, как его прозвали фанаты «фануйди», через заполнение анкеты на «Госулугах» и подтверждением личности визитом в МФЦ.
На каждый отдельный матч в дополнение к «основному» Fan ID нужно оформлять отдельное разрешение. Его можно сделать уже дистанционно, через «Госуслуги».
Fan ID начал применяться в розыгрыше Чемпионата России по футболу (пока только в Премьер-Лиге, другие дивизионы еще не трогают) в 2022 году на нескольких стадионах.
С 2023 года он распространен на все матчи на всех стадионах РПЛ, в том числе на те, которые проходят на стадионе на Крестовском острове «Газпром Арена».
Фанатские движения почти всех клубов РПЛ, кроме грозненского «Ахмата», заявили, что оформлять Fan ID не будут, а стало быть, не явятся и на стадион.
Главная претензия состоит в бессмысленности нововведения. Согласно официальной версии, оно призвано усилить контроль за поведением посетителей во избежание безобразий, а уж если безобразия случились, то хотя бы установить причастных.
Фанаты удивлены: при современных технологиях изобличить нарушителей порядка и так не составляет труда. Не говоря о том, что кресла на стадионах не летали уже много лет.
Как давно не видано столкновений с полицией. Максимум злочиния на сегодняшний день — матерные кричалки в адрес соперника, скандирование «судья — п…с» (один раз даже встретилось «губернатор — жлоб») и периодические одиночные выбегания на поле.
К бойкоту присоединилась и самое крупное объединение фанатов «Ландскрона». На своем сайте его представители так прямо и написали:
«Несмотря на всю явную нерациональность и нецелесообразность новых поправок, которые идут вразрез с интересами спортивных организаций, болельщиков и государства, лоббистам закона о «Fan ID» вновь и вновь удается отстаивать данные нововведения.
Где та граница, когда личные интересы отдельной группы лиц будут отвергнуты ради идей развития футбола и атмосферы праздника?»
Руководство «Зенита» также оказалось в глубоком невосторге от «фанауйди». И попыталось мягко, хоть и официально задать вопросы РПЛ и различным министерствам по поводу его применения, сильно намекая на то, что физически внедрение нового механизма будет сложноватым.
И — из-за отсутствия значительной части болельщиков — дорогостоящим.
Однако деваться «Зениту» оказалось некуда. То ли клуб сам решил заманить фанатов калачом, то ли кто-то вежливо попросил, но так или иначе он принялся за активную агитацию.
В январе «Зенит» запустил мощную рекламную кампанию, призывая оформить некую «Карту болельщика» и дать при ее оформлении согласие на участие в программе лояльности.
Слова Fan ID при этом в кампании не звучат нигде, но сама «Карта» — этот самый «фан айди» и есть.
Что предлагает «Зенит» болельщикам?
Те, кто согласится потерпеть «Госуслуги» и визит в МФЦ и придет на один или два матча «Зенита» в марте на «Газпром Арене», примут участие в розыгрышах призов.
Главный из них — ни много ни мало Lada Granta, самое дешевое (от 698 300 рублей — цена на оф. сайте) изделие АвтоВАЗа из всей линейки его «Лад». Клуб в своих рекламных проспектах отмечает, что лучше посетить обе игры — тогда шансов на выигрыш будет больше.
Помимо Lada Granta будут и другие приятные вещи вроде шарфов «Зенита» из лимитированной серии.
Полный список неизвестен, что после известия о «Ладе» даже подогревает интерес к интриге — что еще оригинального придумают в клубе (хотя куда уж больше)?
Реакция общественности
Известие о «Ладе» посетители спортивных сайтов восприняли, мягко говоря, с юмором. Среди авторов комментариев под соответствующей новостью, опубликованной на Чемпионате.ком, позитивных откликов отчего-то не нашлось. Взамен этого полилось народное творчество, которое, скорее всего, еще воплотится в будущем в мемы и анекдоты.
Вот лишь несколько комментариев (орфография и пунктуация полностью сохранены), показывающих общее настроение публики.
«Про ладу конечно убил)) А лада белая будет? Это та самая знаменитая лада гранта, без АБС и подушек безопасности, с веслами для окон?) Тогда бы уже москвичем полностью китайским заманивали».
Один из читателей поделился своим видением: «Ну если машину будут давать каждому, кто сделает Fan-ID, то ещё можно задуматься, а так нет».
На что получил ответ: «Они машину то давать и не собираются, разговор про ладу идет)».
«Чемп, а спросите господина Медведева на чем он передвигается по грешно питерской земле?»

Комментарий на www.championat.com
Среди других вопросов от публики была «скупость» «Газпрома», основного спонсора команды. Ладно что «Лада» — время такое, когда иностранное не в моде, особенно если учесть, что «Газпром» принадлежит государству.
Но почему именно Lada Granta (напомним, самая дешевая из всего семейства «Лад»)? И почему всего одна?
Стадион на максимуме вмещает около 65 тысяч человек. Даже если взять 60 000, то два матча дадут в сумме 120 тыс. гостей. С одним билетом шанс выиграть машину составляет при таких раскладах 1 из 120 000, с двумя — 1 из 60 000.
Конечно, под завязку «Газпром Арена» не набьется, но даже если придет всего по 10 000 на каждую игру, то шансы все равно исчезающе малы. Вкусный получается калач, да как-то уж слишком далекий.
Похоже, что ждать «Зениту» прежнего количество болельщиков на трибунах придется еще долго.
На всякий случай сообщим, что старт весенней части чемпионата состоится для команды 4 марта с «Пари Нижний Новгород» (16:30) и продолжится 12 марта с «Химками» (14:00).
Команды в летне-осенней части сыграли 17 туров. «Зенит» предсказуемо идет на первом месте с 42 очками, опережая московский «Спартак» на шесть баллов и ростовский «Ростов» — на семь.
Александр Михайлов
Что там с фан-айди? Кто даст заднюю? Я вот думаю, что у фанатов и остальных болельщиков общий ресурс больше чем у тех кто хочет ввести это недоразумение 🙂
Фан-айди ждет судьба ковидных сертификатов, вроде ввели, а потом сразу и отменили.
Ну понятно же, что самому руководству Зенита не вперся этот fan ID и поэтому они не особо напрягаются со стимулированием болельшиков. Именно поэтому и всего одна машина и поэтому это Лада-Гранта. Сделали акцию, отчитались. Все лелеют надежду что чтот fan ID как-то рассосется))