В Петербурге работает единственный пока велошеринг SmartBike. Он устроен по такому же принципу, как каршеринг, только с велосипедами: садитесь, едете, оставляете в месте окончания своей поездки, ни с кем при этом не контактируя. Аренда велосипеда делается через мобильное приложение и оплачивается банковской картой онлайн. Мы разобрались, как всем этим пользоваться, и попробовали сами. В нашем материале вы найдете плюсы, минусы и подводные камни сервиса.
Материал обновлен в апреле 2024 года.
Приложение проката велосипедов Smart Bike в СПб и регистрация там
Для пользования велошерингом необходимо установить приложение SmartBike. Оно доступно для пользователей Apple и Android из России.
При первом запуске пользователю предлагают зарегистрироваться. Процедура предельно простая и интуитивно понятная: необходимо ввести номер телефона (подтверждается смс-кодом), e-mail для электронного чека за поездки, ваше имя, привязать банковскую карту (подтверждается виртуальной покупкой в размере двух рублей, которая тут же аннулируется). Последний шаг временно можно пропустить, чтобы ознакомиться с приложением, но поездку без привязанной карты начать не дадут. Важно: сервис принимает карты «Мир», Mastercard и Visa, кроме «форматов» Electron и Maestro.
В мобильном приложении заглавной страницей является карта города, на которой синим квадратиком с буквой «Р» обозначены парковки, и зеленым кружком — свободные велосипеды.
Приложение использует данные вашего местоположения, чтобы можно было найти на карте себя и ближайший велосипед. В центре города и в популярных для прогулок районах велосипеды установлены почти в буквальном смысле слова на каждом углу, и добраться до ближайшего при желании можно в пределах пяти минут.
Нажатие на значок парковки выведет на экран подсказку с точным адресом, а на значок велосипеда — его учетный номер и имя.
В зону покрытия SmartBike помимо центра и Приморского района включены районы Кировский, Красносельский (до «Балтийской жемчужины»), Фрунзенский и Невский, а также город Кудрово. На севере зона добивает до поселка Парголово и Шуваловского парка, захватывает Парнас; на западе проходит по Беговой, заходит на «Лахта Центр» с его шикарной набережной, оконечность Васильевского острова, ниже по упомянутой «Балтийской жемчужине», на юге по станциям метро Звездная и Купчино, на востоке по Пролетарской и Ладожской с заходом, как уже было сказано, в Кудрово. В пригородах — Петергофе, Кронштадте, Павловске, Зеленогорске, Сестрорецке и пр. — байков нет. Впрочем, зона постоянно меняется в сторону расширения.
Запуск поездки и цены на прокат велосипедов Смарт Байк
Мы выбрали для тестового заезда популярный для прогулок маршрут от метро Беговая до Крестовского острова.
Нашли на карте приложения ближайшую велопарковку Смарт Байк, подошли к ней и тут же столкнулись со стереотипной питерской проблемой: только что закончился дождь, и велосипеды были абсолютно мокрые. Навес здесь был бы очень кстати.
Велосипеды внешне абсолютно одинаковые, так что выбрали наугад, смахнули капли с сидения, кстати, большого, мягкого и очень удобного, и стали запускать поездку.
Для вашего удобства компания SmartBike записала ролик о начале аренды велосипеда:
Тарифы SmartBike в 2024 году
Есть пять тарифных планов:
- «Минутный»: 1 минута стоит 6 рублей. Замораживается 360 рублей, такой минимум денег должен быть на карте;
- «Неделя»: абонемент стоит 450 рублей. Можете совершать сколько угодно поездок до 30 минут. Если переехали этот лимит — то 1 минута стоит 1 рубль. Перерыв между условно «бесплатными» поездками должен длиться не менее 15 минут. В общем, если на пальцах, то так. Проехались 28 минут. Сдали велик на стоянку. Погуляли 15 минут. Снова сели и поехали 25 (26, 27, 29) минут. Или: если едете, скажем, 36 минут подряд, то первые 30 минут — как бы бесплатно (включены в абонемент), а за «лишние» 6 надо заплатить 6*1=6 рублей.
- «Месячный»: абонемент стоит 1300 рублей. Схема ровно та же, что и у «Недели»: 30 минутная поездка бесплатна, дальше 1 минута = 1 рубль;
- «Прогулка»: 400 рублей за двухчасовую поездку. Перекат из расчета 1 минута = 5 рублей; только для одного аккаунта и одного велосипеда. Недокатанные минуты не возвращаются;
- «Сезон»: 4500 рублей. Схема ровно та же, что у «Недели» и «Месяца» — 30 минут бесплатно, потом 1 минута=1 рубль. Ну или 15-минутный перерывы между бесплатными поездками.
Имейте ввиду, что если ваша поездка продлилась менее трех минут, то деньги за нее вернутся. Это удобно в том случае, если вы выбрали неверный тариф или вдруг передумали куда-то ехать.
В сезоне-2024 у SmartBike есть скидка для держателей «Единой карты петербуржца» в размере 20% на месячный «проездной» (по состоянию дел на апрель опция находится в разработке). В специальном разделе в приложении (легко найти) есть поле для ввода номера ЕКП.
Во время аренды в меню приложения можно заглянуть в раздел «Поездки», где указано время ее начала, тариф и статус «поездка еще активна». Для идеальной сводки информации не хватает отсчета времени, оставшегося от оплаченного тарифа.
Затем открывается окно для фотографии — нужно отсканировать QR-код, который есть на руле и сзади на замке, чтобы система знала, каким именно велосипедом вы собираетесь воспользоваться.
Отсканировали код. Теперь в левом нижнем углу на экране появляется иконка с замком. Нажимаем на нее — велосипед со звуковым сигналом освобождается от электронного замка и поступает в ваше пользование, начинается отсчет времени аренды.
На всех этапах приложение подсказывает словами и картинками, что именно вам нужно сейчас сделать. Никаких лишних кнопок, никакой лишней информации, поэтому разобраться очень просто.
Закрепляем трос замка и подножку и вот теперь, наконец-то, поехали.
Поездка на велосипеде SmartBike
Как устроен велосипед от SmartBike:
- всего одна скорость, и она — прогулочная. Разогнаться получится, только если крутить педали очень-очень быстро (или под горку);
- высота сидения регулируется;
- на руле есть звонок и корзинка;
- модель велосипеда по своей форме «женская», и после обычной спортивной модели передвигаться на нем было непривычно и не слишком удобно. Но когда автор статьи освоилась, то, благодаря посадке и корзинке, смогла почувствовать себя голландской барышней, которая едет по полю за тюльпанами;
- амортизация слабая: под сидением ее нет вовсе, а на колесах она справляется только с совсем мелкими неровностями. На въезде же на сантиметровые поребрики велосипед уже неприятно подскакивает и заставляет звенеть конструкции корзинки;
- еще одним неприятным моментом стал скрип передних тормозов. Впрочем, главное, что они выполняют свою функцию, и когда потребовалось экстренно затормозить перед выскочившим на велодорожку ребенком, это удалось сделать. Да и далеко не у всех велосипедов они скрипят.
В остальном велосипед не издает лишних звуков, а мелкие неполадки можно списать на его «общественность».
Завершаем поездку и проверяем, что точно ее завершили
Велосипед можно оставить на любой парковке велошеринга, благо, повторимся, они расположены на каждом углу. Вы легко их распознаете по уже припаркованным зеленым велосипедам, но лучше свериться с картой в приложении.
Паркуем велосипед, ставим на подножку, закрепляем трос в замке с помощью рычажка на нем, в приложении нажимаем «Завершить поездку» и слышим звуковой сигнал: замок заблокирован. Инструкция на руле напоминает заглянуть в приложение еще раз, чтобы убедиться, что поездка точно завершена.
Вот видео от компании на этот счет:
Это важный момент, поскольку пользователи в социальных сетях жаловались на ошибки приложения и потерю денег, которые, впрочем, компания оперативно возмещает.
Проверяем:
На e-mail приходит электронный чек об оплате. Покупка проходит по категории «Транспорт», если для кэшбэка вашей карты это важно.
Общие впечатления от велошеринга SmartBike
Ощущения от сервиса велосипедов напрокат SmartBike двоякие.
С одной стороны, это велопрокат, расположенный сразу везде. Можно взять велосипед, добраться до пункта назначения и оставить его там же без необходимости возврата и общения с кем-либо.
С другой — велосипеды не слишком удобные и требуют времени, чтобы на них освоиться.
Дорогие тарифы или нет — тут каждый решает для себя сам. Кстати о тарифах, у СмартБайка они расписаны очень понятно, в отличие, например, от прокатных электросамокатов. Да и вообще мобильное приложение SmartBike весьма дружелюбное и информативное.
Сравнение велошеринга SmartBike и обычного велопроката по цене
Оговоримся, что качество велосипедов очень разное. В «традиционном» прокате вам дают транспорт на ваш вкус: со множеством скоростей, другой конструкции и так далее. Учитывайте это при выборе.
Итак, стоимость обычного велопроката в Петербурге, средние тарифы на некоторые позиции 2024 года:
- городской / горный велосипед — 200 рублей в час (будни) и 250 (выходные); 800 рублей за сутки (будни) и 1000 рублей за сутки (выходные);
- детский велосипед — 175 рублей за 30 минут и 350 рублей за 1 час;
- подростковый велосипед — 200 рублей за 30 минут и 400 рублей за 1 час.
Но не забывайте о том, что арендованный в «традиционном» прокате велосипед придется возвращать в ту же точку, откуда брали. Тогда как велик SmartBike можно оставить в любой части города, парковок – множество. Еще одно отличие: конторы велопроката не работают ночью, при использовании велошеринга время на часах не имеет значения.
Елена Егорова
С таким развитием электрических самокатов велики эти нафиг никому будут не нужны. Они уже и сейчас-то не особо нужны. Вообще никого не видел, кто бы на них в последнее время катался. А вот на самокатах еще как катаются, только уворачивайся на тротуаре.
Кстати, про прокат самокатов в Питере мы написали вот тут:https://spb-gid.ru/stpetersburg-time/polezno-znat/prokat-elektrosamokatov-spb/
Информативная статья, спасибо! Но опечатка в дате обновления: до 2023 года мы еще не дожили 🙂 поэтому непонятно, насколько актуальны цены.
Да, год исправили, спасибо! Цены актуальные)