16 +  О проекте  Сотрудничество
Популярно

Оперные жемчужины Мариинского театра

Оперные жемчужины Мариинского театра

Оперную певицу, солистку Мариинского театра Марию Баянкину театралы знают и любят по главным партиям в знаменитых операх, таких как «Евгений Онегин» Чайковского, «Аида» Верди, «Тангейзер» Вагнера, «Норма» Беллини, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова и многих других.

Но есть в репертуаре Мариинского спектакли, название которых не так часто встречаются в ленте оперных обзоров, но тем не менее истинные ценители относят их к шедеврам музыкального театра и оперного искусства, а некоторые из них можно увидеть только на сцене Мариинки. Специально для нашего издания Мария предлагает подборку таких спектаклей, которые обязательно стоит посетить.

Мария Баянкина

Мария Баянкина

Наш гость: Мария Баянкина, оперная певица (сопрано), ведущая солистка Мариинского театра, приглашенная солистка Большого театра.

«Девушка с Запада» Джакомо Пуччини

Премьера в Мариинском театре 24 мая 2019 года.

Сюжет оперы переносит зрителей в Америку конца XIX века. Вдохновением для итальянского композитора, который к премьере оперы уже прославился спектаклями «Богема», «Мадам Баттерфляй» и «Тоска», послужила пьеса американского драматурга и режиссёра Дэвида Беласко «Девушка с золотого Запада».

Мюзикл по мотивам этой пьесы Пуччини увидел во время визита на Американский континент, и сразу же влюбился в материал Беласко, которого называли «епископом Бродвея». Главная героиня оперы — хозяйка салуна Минни (сопрано), вокруг которой закручено всё действие. Шериф Джек Рэнс (баритон) мечтает взять её в жены, но сердце Минни отдано благородному разбойнику Дику Джонсону (тенор).

И только женское обаяние и добрая душа Минни способны управлять сборищем грубоватых и взбалмошных мужчин, готовых в любой момент выхватить револьверы.

Постановщиком оперы в Мариинском театре выступил француз Арно Бернар. Известный своим «кинематографическим» подходом к спектаклю, режиссёр воссоздал на сцене атмосферу Дикого запада периода золотой лихорадки, когда в городах властвовали ковбои, а серьёзные дела решались в потасовках и перестрелках.

«Девушка с Запада» — это настоящий оперный вестерн, оригинально сочетающий национальный колорит и мелодии американского континента и итальянскую вокальную школу.

Это спектакль, где царит почти голливудский экшн: драки, погони, перестрелки, азартные игры, обман, кровь, танцы и страстная любовь. При такой, казалось бы далекой от классической оперы основе, в ней есть всё, чего искушенный зритель ждёт от сочинения Пуччини — богатство музыкального материала, который передает увеличенный (четвертной!) состав оркестра, и выразительные арии, соединяющие мягкую лирику и глубокий драматизм.

Мария Баянкина в роли Минни. Фотограф -- Наташа Разина

Мария Баянкина в роли Минни. Фотограф — Наташа Разина

«Девушка с Запада» — спектакль, который нечасто ставят в оперных театрах мира. Эта постановка требует наличие большого количества профессиональных певцов, прекрасный оркестр, техническое оснащение.

В спектакле задействованы актёры миманса, каскадёры и даже лошади, но ядром всего действия являются три сильных солиста, которые скрепляют масштабное действие своими голосами.

Именно Мариинскому театру, одному из немногих, под силу собрать такие ресурсы. Режиссёр Арно Бернар, который считается одним из лучших специалистов по оперному «Голливуду», не облегчил задачу певцам: помимо того, что они исполняют сложнейшие партии, прорываясь через мощное звучание оркестра, делать это порой приходится на бегу, стреляя из ружья или нанося удары противнику.

«Огненный ангел» Сергей Прокофьев

Премьера в Мариинском театре 29 декабря 1991 года.

«Огненный ангел» — последняя зарубежная опера Сергея Прокофьева, основой либретто для которой стал одноимённый роман Валерия Брюсова. Прокофьев сочинял оперу в баварской деревушке Этталь, где расположен огромный бенедиктинский монастырь, основанный ещё в Средневековье.

В соседнем городке Обераммергау он часто слушал мистерии Страстей Христовых — эта музыка и атмосфера питали фантазию композитора. «Огненный ангел», наполненный готической средневековой атмосферой, демонами и одержимостью главной героини, повлиял и на самого автора своей ураганной и мистической силой.

Прокофьев даже хотел сжечь партитуру, как Гоголь второй том «Мёртвых душ», но в итоге не решился на это. Сложная для восприятия и исполнения опера не сразу нашла путь на сцену и заняла достойное место в театрах мира лишь после смерти композитора.

Действие «Огненного ангела» разворачивается в Германии в XVI веке. В центре напряжённого сюжета — мучительная любовь рыцаря Рупрехта к молодой девушке Ренате, одержимой болезненными видениями, в которых ей является ангел, ставший впоследствии демоном.

Среди действующих лиц также Фауст, Мефистофель, алхимик Агриппа Неттесгеймский. Под влияние видений Ренаты попадают воспитанницы монастыря, что приводит к массовому помешательству и суровому приговору инквизиции.

Мария Баянкина в роли Ренаты. Фотограф -- Наташа Разина

Мария Баянкина в роли Ренаты. Фотограф — Наташа Разина

Вся опера выстроена на контрасте реального и потустороннего миров. Кто такая Рената — святая или порочная?

Партия главной героини — невероятно сложная, играть на протяжении трёх часов одержимую демонами женщину, которую то бросает в сумасшедший экстаз, то в благостное умиротворение – настоящее испытание.

Завораживающе выглядят и духи, окружающие Ренату, которые следуют за ней по сцене и словно бы затягивают зрителей в мир безумного воображения. Премьера в Мариинском театре в 1991 году, когда главные партии исполнили легендарные Галина Горчакова и Сергей Лейферкус, стала сенсацией.

На протяжении многих лет по степени воздействия на публику «Огненный ангел» считается одной из сильнейших постановок Мариинского театра.

«Путешествие в Реймс» Джоаккино Россини

Премьера в Мариинском театре 13 апреля 2005 года.

Опера «Путешествие в Реймс, или Гостиница «Золотая лилия»» Джоакино Россини написал по случаю коронации короля Франции Карла Х.

Её герои — представители аристократии разных национальностей — встречаются в элитной гостинице курортного городка Пломбьер, чтобы поменять лошадей и отправиться на торжественную церемонию.

Здесь и русский генерал Либенскоф, и польская маркиза Малибея, и английский полковник лорд Сидней, и французский офицер Бельфьоре, и известная римская поэтесса-импровизатор Коринна, и помешанная на моде графиня де Фовиль, и немецкий барон Тромбонок, и литератор дон Профондо, и испанский генерал дон Альваро.

Но лошадей для дальнейшего путешествия нет и тогда на сцене начинает разыгрываться комедия положений, главную линию в которой занимают любовные отношения Коринны и лорда Сиднея.

Мария Баянкина в роли Коринны. Фотограф -- Наташа Разина

Мария Баянкина в роли Коринны. Фотограф — Наташа Разина

В опере задействован большой состав солистов: именных персонажей 18, из них главных — 11. Такой состав певцов необходим был композитору, который имел повышенные требования к виртуозности солистов, чтобы соединить их в квартеты, секстеты или даже 14-голосный номер.

Французский постановщик Ален Маратра создал настоящий вокальный праздник, перенеся «Путешествие в Реймс» из XIX века в современные реалии. Для постановки задействована вся сцена и даже часть зрительного зала, а само действие разворачивается на фоне подиума, по которому в финале выходит Коринна в светящемся воздушном платье, и своей чарующей арией примиряет все размолвки между героями.

«Путешествие в Реймс» в постановке Мариинского театра стал лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска» (2006) в номинациях «Лучший спектакль в опере» и «Лучшая работа режиссера».

12 мая 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарии, вы соглашаетесь с правилами сайта

© 2012 - 2024 Окно в Петербург: новости, экскурсии, музеи, развлечения, покупки, транспорт