16 +   Подписка на обновления  RSS  О проекте  Сотрудничество
Популярно

Выставка-путешествие «Балабанов» в «Севкабель Порту» продлена до 15 марта

Выставка-путешествие «Балабанов» в «Севкабель Порту» продлена до 15 марта

Необычная выставка-погружение, из которого непросто выйти. Как минимум для тех, кто смотрел фильмы Алексея Балабанова. И уж точно для тех, кто их недавно пересматривал. Творческое наследие честного, провокационного и неоднозначного режиссера как оно есть. У тех, кто не успевает, есть еще время, выставку продлили до 15 марта.

«Самый русский режиссер»

Балабанова называют ключевым из кинотворцом эпохи. И самым главным. Не будем спорить. А с формулировкой кинокритика Юрия Гладильщикова «самый русский» очень сложно не согласиться. Чего-чего, а внутренней изнанки нашего менталитета в фильмах Балабанова предостаточно.

В общем-то его фильмы — это она, та самая изнанка, и есть, показанная в гипертрофированном, избыточном и потому максимально доходчивом образе. Частенько жестком, а порой и жестоком.

Балабанов многое объяснил нам про нас, про истоки наших побед и бед и про то, почему сегодня мы сталкиваемся и переживаем именно с тем и именно то, с чем сталкиваемся и что переживаем, а не что-то другое.

Тот же Гладильщиков все в том же тексте напишет: “«Морфий» — фильм о том, откуда пошло все то, что продолжает происходить и сейчас”. Для тех, кто не смотрел: действие «Морфия» по сценарию Сергея Бодрова относится к 1917 году.

Выставка «Балабанов» — это весьма необычное «собрание сочинений» Алексея Октябриновича. В чем именно состоит необычность?

Не в том, что экспозиция вмещает все жанры его творчества, — студенческие работы, черновики, художественные эскизы, фотографии, архивные документы, сценографические инсталляции, артефакты со съемок и пр. и пр., от самого первого опуса и до самого последнего. И не в том, что многие экспонаты демонстрируются впервые.

Необычность заключается, прежде всего, в организации движения по выставке. Вы идете в хронологическом порядке, от самого начала, переходя от одного раздела к другому, посвященному творческому периоду или конкретному фильму.

Экспозиция, посвященная фильму `Кочегар`

Второй момент, который делает выставку оригинальной, — аудиогид. Вы идете со звуковым сопровождением, комментарием. В нем слова самого Балабанова, творческих соратников, участников съемок. «Озвучка» гида принадлежит Федору и Петру Балабановым, сыновьям режиссера, которые являются со-организаторами проекта.

Наконец, еще одна изюминка — интерактивные инсталляции. Помните, как Данила Багров, убегая от бандитов в Петербурге, запрыгнул в трамвай «техподдержки»? Этот самый трамвай, хоть и в копии, ждет вас в павильоне «Севкабеля». Как и замок из «Замка». Услышите вы и звук падающих камней в Кармадонском ущелье. И, к сожалению, это уже не кино.

Тот самый трамвай

Выставка раскрывает путь Балабанова, его эволюцию, развитие, петли и повороты, почему и называется «путешествие». Возникает, однако же, ощущение, что режиссер уже к своей самой первой команде «Мотор!» пришел сформировавшимся художников. Или по крайней мере со сформировавшимся художественным методом.

Экспозиции выставки `Балабанов`

Нет, это, конечно, не совсем так, но ощущение все равно не исчезает. Возможно, оно появляется из-за того, что пусть и не метод, но мировоззрение-то Балабанова уже было «готово», и оно осталось цельным на протяжении всего его творческого «путешествия».

Экспозиция к фильму `Замок`

Неудивительно: в 1987 году, когда он снял «Раньше было другое время», ему уже было 28 лет. Взрослый человек с крепким жизненным опытом, в котором значится и служба в Афганистане.

Он повидал «интернациональный долг» вблизи. И фраза таксиста из «Брата» «В нашем поколении дебилов меньше было» приобретает особо звучание.

Место для выставки крайне удачно. Можно сказать, «аутентично».

И не столько потому, что у «Севкабеля» в силу его природы — бывшего кабельного завода — огромные пространства, которые могут вместить экспозицию даже исполинских размеров, сколько потому, что «Севкабель» расположен на Васильевском острове.

Как раз здесь, на «Ваське», Балабанов прожил большее количество своих немногочисленных лет. Остров с его в чем-то магической атмосферой, которая сгущена пасмурной петербургской погодой и стройными узенькими улочками и линиями в старой своей части и позднесоветской брутальной и серой архитектурой в новой своей части, часто служил и местом съемок.

Собственно, и похоронен Балабанов здесь же, на Смоленском кладбище, недалеко от того же «Севкабеля».

Можете посмотреть в коротком видео, чтобы получить общее представление:

Самый непростой режиссер

Наследие Балабанова явно требует переосмысления. Очевидно, что до конца он не понят.

Наверное, потому что смотреть в зеркало — а его фильмы это зеркало русской души — не всегда приятно. Вот простой факт, который говорит о том, что переосмысление нужно, а непонимание присутствует.

Самый популярный фильм Балабанова среди его поклонников и, шире, любителей кино — дилогия «Брат» и «Брат-2». О чем свидетельствует и опрос, размещенный в группе выставки в социальных сетях. «Братья» (так мы называем сразу обе картины) набирают 42% от числа проголосовавших.

На выставке `Балабанов` в `Севкабеле`

Какой же любимый фильм самого режиссера, который «Братьев» не особо чтил и признавался, что снял их ради денег с целью заработать на съемки другого фильма? Того самого, любимого?

Это лента «Про уродов и людей». И она в опросе набрала всего лишь 8,04% (четвертое место). К слову, второе место (10,87%) занял «Груз 200», самый провокационный, самый жестокий и самый непринятый поначалу публикой и критикой.

Популярность «Брата» такова, что по местам его действия и съемок в Петербурге водят экскурсии.

Граффити-портрет Сергея Бодрова у Александро-Невской Лавры

Балабанов родился прямо в свою эпоху. Он не мог и не должен был родиться ни до, ни позже. Тут вот в чем дело. Основа его киноязыка — честность, умение называть вещи своими именами. Даже в интервью ему пришлось пояснять, что не кино создает жизнь, а жизнь создает кино. И фильм всего лишь отображает то, что происходит в реальности, а не формирует эту самую реальность.

Продолжение фразы «Не брат ты мне, гнида…» помните? Можно было бы ее вставить в фильм в начале 80-х? А сейчас? Как думаете? Вряд ли. Он чудесным образом вписался в тот узкий временной промежуток в истории России, когда можно было говорить правду — и о милицейском беспределе, и о бандитизме, и о продажных чиновниках, и т.д.

Даже возникает мысль, что и смерть Балабанова, которую он предвидел и к которой готовился, в 2013 году оказалась запрограммирована ходом событий. Путешествие окончилось, но потому ли, что «трамвай» прибыл на конечную станцию?

И режиссеру было нечего сказать? Или все-таки потому, что на пути возникло препятствие — шлагбаум истории? Ведь с 2014 года в стране началась совсем другая жизнь, и свободному откровенному высказыванию в ней места уже не осталось.

Даты: до 15 февраля 2023 года
Время: с 12:00 до 22:00 со вторника по пятницу, с 11:00 до 22:00 по субботам и воскресеньям
Место: общественное пространство «Севкабель Порт»
Адрес: Кожевенная улица, 40В. Ближайшая станция метро Приморская (от нее идет бесплатный шаттл 1879 и троллейбус № 10. Он останавливается на Большом проспекте В. О., до «Севкабеля» идти пять минут). От станции метро Василеостровская идут автобусы № 152 и № 128
Организаторы: кинокомпания СТВ и бюро Planet9
Билеты: от 400 или 800 руб. за льготные (пенсионеры, дети, студенты); от 800 до 1000 за полную стоимость
Билеты продаются на конкретный сеанс длительностью 30 минут. После окончания сеанса вы можете задержаться на выставке столько, сколько захотите.

P.S.

Цитаты из фильмов Алексея Балабанова

«Из каких именно фильмов приведены выражения — повод напрячь память. Если не получится, то повод пере(по)смотреть».

«Чувство юмора — это хорошо. С чувством юмора помирать легче».

«Не, Киркоров мне не нравится. Слащавый он какой-то, подкрашенный весь, подпудренный как баба… Одно слово — румын».

«Ты хочешь, чтобы я поверил, что обезьяна взяла в руки палку, и у нее появилось абстрактное мышление?»

«А я считаю, что детей пороть нельзя. Вот меня отец тоже порол — а что хорошего? Я до сих пор очень хочу его убить, и еще кого-нибудь заодно».

«В нашем поколении дебилов меньше было».

«Мальчик, ты не понял. Водочки нам принеси, мы домой летим!»

«Чужие слабости надо уважать».

«Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе».

«Поживешь подольше — увидишь побольше».

«Думать меньше надо, а соображать — больше».

«Ладно, все, парни. По телевизору говорят, что нервная система не восстанавливается».

«Как же мне не беспокоиться, Сережа, если вы на ровном месте, на бильярдном столе можете яму с говном найти и в ней утонете!»

«Куда Россия катится, когда такие уроды, как ты, с мигалками ездят?!»

«Бен, это Данила. Ай нид хелп».

«Мы, русские, друг друга не обманываем».

«Грех нам, прокаженным, о завтрашнем дне думать».

P.P.S. И не забудьте заглянуть на выставку-инсталляцию «Найти Бэнкси», она тоже в «Севкабеле» и идет до 14 мая 2023.

10 февраля 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарии, вы соглашаетесь с правилами сайта

© 2012 - 2024 Окно в Петербург: новости, экскурсии, музеи, развлечения, покупки, транспорт