16 +  О проекте  Сотрудничество
Популярно

Петергоф торжественно открыл высокий сезон

Петергоф торжественно открыл высокий сезон

20 мая Петергоф представил версию Праздника фонтанов весны-2023. Для традиционного театрализованного представления была выбрана тема сколь необычно звучащая, столь же и логичная: зрителям предложили посмотреть на музей как на книгу, которую надо уметь читать.

Формат шоу продиктован «декорациями». Оно проходит на относительно небольшой площадке Большого каскада, которая расположена на удалении даже от самой ближней публики. Что подразумевает танцевальные и музыкальные номера, а также чтение текста со сцены — чтобы все это увидеть и услышать, нет необходимости находиться рядом.

Фрагмент шоу Праздника фонтанов

Сложная драматургия, выстроенная вокруг сюжета, в таких условиях невозможна, да особо и не нужна.

Представление длится примерно 50 минут, и подобная продолжительность сама по себе предполагает что-то легкое и в то же время запоминающееся.

Режиссер праздника Дмитрий Соколов выбрал форму рассказа, который прерывается номерами. Главный герой — разумеется, Петр I, создатель Петергофа — повествует «высоким штилем» и без занудного перечисления второстепенных деталей о том, что именно и кому он хотел сказать и показать своей летней морской резиденцией.

Главный герой шоу -- Петр I

Петергоф многослоен, в него «зашито» много смыслов. И вот почему.

Строящаяся страна, а впоследствии империя, нуждалась в некоем символическом жесте. Мало победить врага на поле боя или достичь успехов в экономике, это надо еще и обозначить. Выбрать что-то яркое, понятное, такое, о чем будут говорить. И что безусловно будет нести идею величия.

Так и родилась резиденция в ее шикарном виде. Она была призвана не только служить местом отдыха царя (императора) и его двора на пути из Петербурга и в Петербург, в Кронштадт и из Кронштадта.

Для столь утилитарной цели хватило бы и путевого дворца. Ее предназначение заключалось в том, чтобы продемонстрировать фасад (в прямом и переносном смысле этого слова) молодого амбициозного государства иностранным державам.

Регулярный парк, подобный Версалю, но превосходящий его по красоте. Фонтаны — изюминка, новинка, ради которой сюда едут и 300+ лет спустя. Все это свидетельство роскоши, которую может позволить себе страна без большого для себя убытка.

Приглашение иностранных специалистов — как символ открытости миру и готовности перейти на европейские рельсы. Это еще один слой.

Множество памятников «военного назначения» — свидетельствующих о победе России в Северной войне. Очередная тема в «книге», притом тема весьма чувствительная для эпохи, когда отвоеванная территория служила «знаком качества» армии, а качество армии было прямо пропорционально политической дееспособности.

Развитие светского художественного искусства, отдельно подчеркнутое со сцены Петром Великим, — тоже важная глава в «тексте» под названием Петергоф. В допетровскую эпоху религиозная живопись не просто доминировала в культурном дискурсе общества, она вообще была единственной.

Дмитрий Соколов, режиссер праздника, доцент, преподаватель кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников СПбГИК:

«В этом году особенностью представления было то, что мы посвятили его замыслу Петра Великого. Творческой задумкой было сделать так, чтобы гости посмотрели на Петергоф с другой стороны. Все привыкли приезжать сюда любоваться красотой, как здесь все замечательно устроено. На самом деле, за этим блестящим устройством скрыта формула России – формула, посвященная богатству, величию, искусству и науке. Все это Петр хотел показать своим современникам. Сегодняшнее представление – попытка дать зрителю подсказку, как это можно прочитать и как понять эти смыслы».

Визуальный ряд, который сопровождал повествование устное и музыкальное, состоял из стилизованных под петровскую эпоху костюмов солдат, строителей и прочих служащих и служивых. Они превосходно гармонировали с общим контекстом — фонтанами, лестницей каскада и Большим петергофским дворцом, которые как бы сами по себе стали не просто декорациями, а настоящими актерами.

Режиссер сумел заставить их «говорить», превратив в «книгу», которая озвучивала сама себя.

Легкое шоу с глубоким смыслом завершилось необычным фейерверком, к слову, еще одно новшество, привезенное в Россию Петром Великим. Необычным в нем был… цветной дым. Это специфика весеннего Праздника фонтанов, который обычно проходит в третью субботу мая: из-за дневного освещения даже самые яркие залпы будто бы растворяются на фоне неба.

А уж в солнечную погоду, которая случилась на сей раз, их и вовсе не видно. Цветной же дым, на полминуты скрывший от зрителей очертания дворца, прекрасно схватывается объективом камеры даже самого старого смартфона.

Шоу завершилось необычным фейерверком

Цветной дым - специфика весеннего Праздника фонтанов

Осенний Праздник фонтанов в свою очередь проходит в конце сентября, и к тому же вечером. И вот тогда темное небо играет роль отличного фона для ослепительных вспышек от «потешных огней».

О ценах в музеи и парки Петергофа мы писали в этом материале.

Александр Михайлов

26 мая 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарии, вы соглашаетесь с правилами сайта

© 2012 - 2024 Окно в Петербург: новости, экскурсии, музеи, развлечения, покупки, транспорт