МССС заходит на объекты метро. В ближайшие 3 года на строительство новых станций планируется выделить около 150 млрд рублей.
Строительство метро в Санкт-Петербурге – один из самых болезненных вопросов не только для городских властей, но и для жителей. За 2011-2021 гг. в Северной столице введено в эксплуатацию всего 13 станций, причем последние 3 были открыты в 2019-м. Особенно скромно это выглядит на фоне Москвы, где за тот же период построено 11 электродепо, открыто 90 станций, а до 2025 года планируется ввести в строй еще 25.
Кризис метростроительства в Петербурге вызван как объективными экономическими причинами, так и просчетами в работе «Метростроя». За последние несколько лет компания накопила огромные долги – более 15 млрд руб., в том числе перед ФНС, постоянно переносила сроки сдачи объектов. Более того, ее руководство не смогло предложить городу эффективных мероприятий по оздоровлению предприятия и выходу из сложившейся ситуации.
Результатом стало закономерное признание «Метростроя» банкротом в конце августа 2021 года.
Кризис «Метростроя»: краткая хронология падения
Ситуация вокруг организации постоянно находилась на контроле у властей, так как события регулярно оказывались в центре внимания общественности и СМИ:
- осень 2018 года – компания приостановила выплаты заработной платы, перестала рассчитываться с подрядчиками, а на 2 станциях – «Беговой» и «Новокрестовской» – было выявлено свыше 1000 недоделок;
- 26.12.2018 – 30 рабочих из-за невыплаты зарплаты объявили голодовку;
- В начале 2019 года межрайонная инспекция ФНС подала иск о признании ОАО «Метрострой» банкротом, сумма претензий – почти 800 млн руб.;
- 21.01.2019 – власти Петербурга расторгают контракт на продолжение строительства 2 линий метро – Лахтинско-Правобережной и Фрунзенско-Приморской;
- конец декабря 2019 года – арест главы «Метростроя» Н. Александрова, которому предъявлено обвинение в растрате средств (позже ему была изменена мера пресечения на домашний арест);
- 17.02.2020 – в рамках банкротного иска в отношении организации введена процедура наблюдения;
- 31.08.2021 – «Метрострой» признан банкротом.
Задача: спасти метро Санкт-Петербурга
Новая организация, которая теперь будет заниматься строительством метро, называется «Метрострой Северной Столицы» (МССС): 65% ее акций принадлежат правительству города, 35% – группе ВТБ.
Глава ВТБ Андрей Костин еще в конце 2020 года на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным заявлял, что банк готов активно инвестировать в строительство метрополитена. Также А. Костин в рамках инвестиционного форума «Россия зовет!» (29-30.10.20) отметил, что его кредитная организация планирует выделять средства на обновление производственных мощностей и оборудования петербургского метро, при этом финансы выдадут под минимальный процент.
К концу октября 2021 года МССС приняла на работу более 3200 бывших специалистов «Метростроя» (с сохранением среднего заработка и приветственной премией в октябре), а также готовится к возобновлению работ на станциях «Казаковская», «Путиловская» и «Горный институт». Их открытие должно состояться в 2024 году.
Руководство МССС отмечает, что компания готова реализовать планы города по развитию метро и к 2024 году ввести в эксплуатацию 3 новых станции. Ожидается, что ежегодно на строительство будут выделять около 50 млрд руб., а также закупят новое оборудование, что позволит увеличить скорость прокладки тоннелей.