Восемьдесят икон, включая шедевры, в защищенных витринах, выставлены в Эрмитаже в составе постоянной экспозиции, то есть вы можете их увидеть в любое время — так же как «Мадонну с младенцем» да Винчи или «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Вы найдете их в Зимнем дворце, в залах, параллельных Министерскому коридору.
В эрмитажной коллекции преобладают памятники северных и северо-западных регионов России. Это связано с тем, что основная часть экспонатов была привезена из экспедиций в Ленинградскую, Новгородскую, Архангельскую, Мурманскую и Ярославскую области. Многие экспонаты были найдены в деревянных храмах и часовнях, которые были закрыты большевиками и до наших дней дожили.
Некоторые отличается редкостью иконографического решения, как, например, самый ранний из известных на Руси комплектов миней, который был создан новгородскими мастерами во второй четверти XV столетия. Другие оригинальны с точки зрения стиля иконописцев древнего Пскова и Москвы. Как, скажем, образ «Богоявление», исполненный в экспрессивной манере, которая характерна для псковского искусства середины – третьей четверти XIV века.
В экспозиции представлены не только иконы, но и элементы архитектуры православного храма. Так, золоченые Царские врата начала 1680-х годов происходят из московского Симонова монастыря. Украшенные сквозной объемной резьбой створы врат являются ярким образцом так называемой флемской рези.
Максим Калиниченко
фото: https://hermitagemuseum.org/