16 +  О проекте  Сотрудничество
Популярно

«Работая в такси, хорошо узнаешь город, людей и себя»

«Работая в такси, хорошо узнаешь город, людей и себя»

Петербургского таксиста Ивана Ч. вы можете встретить не только в прибывшей на вызов машине, но и… на экране телевизора – за свои 29 лет выпускник двух театральных вузов успел сняться в «Ментовских войнах» и «Улицах разбитых фонарей». Фамилию мы полностью не называем, иначе вы компанию, в которой он работает, вычислите. Если интересно, можете опознать по биографии и фотографиям. Нам он рассказывает о не очень желающих жить пешеходах, велосипедистах, лихачах и еще пару забавных историй из жизни таксистов и их пассажиров. К слову, от кино не сильно отличается.

«В первую же смену обнаружил множество неизвестных улиц»

Иван

— Давай для разгонки начнем с того, как ты вообще попал в такси?
— Попал я туда относительно недавно, в марте 2015 года. До этого у меня был небольшой опыт работы водителем-экспедитором в коммерческой организации, с которой я сотрудничаю и по сей день. С 2007 года, прямо с того момента, как я получил водительское удостоверение, доводилось бомбить.

Привел меня в такси, как бы банально это ни звучало, современный кризис, который пришел к нам в страну на рубеже 2014-2015 годов — резкое падение цен на нефть, санкции со всех сторон в адрес нашего государства и другие неурядицы. С заработками стало все очень сложно. Последние несколько лет я работал во фрилансе, называл себя свободным художником, то есть человеком, который не привязан к одному конкретному месту, а трудится на разных проектах и зависит от работодателя только в их рамках. Мне это очень нравилось, привносило в жизнь свободу, позволяло заниматься тем, чем хотелось мне, а не кому-то другому. Но, к сожалению, большой объем обязательств вынудил меня искать работу постоянную, которая приносила бы пусть небольшой, но стабильный доход, позволяющий прокормить семью.

Я сделал на тот момент единственный правильный выбор – начал работать в большой таксомоторной компании, относительно молодой и всем хорошо известной.

— Что дает такая работа в плане жизненного опыта, который, как я понимаю, для актера необходим?

— Это очень хороший вопрос. Начну с того, что когда я пришел устраиваться на работу, у меня было сильное убеждение, что я хорошо знаю город. Я и правда очень много по нему поездил, в свое время побывал во всех районах Петербурга. Я живу уже почти 15 лет на Васильевском острове, постоянно бываю в центре, то есть в Центральном, Адмиралтейском, Василеостровском и Петроградском районах. Но, став таксистом, в первую же смену я понял, что не знаю город совсем. Я обнаружил, что, оказывается, существует огромное количество улиц, не знакомых мне ранее ни своим названием, ни тем более местоположением. Теперь, опираясь на свой опыт, я могу сказать, что город можно узнать, только поработав в такси. И только так, никак иначе. Конечно, можно знать какие-то улицы, проспекты, как соединяются между собой районы, но знание города приходит исключительно в такси. Из преимуществ это, пожалуй, главное.

Ну и в принципе мне нравится возить людей. Я даже написал это в анкете при трудоустройстве в ответе на вопрос «Чем Вас привлекает эта работа?»: мне нравится, когда люди получают удовольствие от езды в автомобиле со мной.

Ночной Петербург

И вообще я обожаю ездить за рулем. Я люблю Петербург, его центр; я почти 15 лет живу в этом городе и ни на секунду не перестаю любоваться его красотой. По его улицам я готов ездить, ездить и ездить… особенно если это ночь, красивая подсветка зданий, нет пробок. Ну и, конечно, хорошая радиостанция. Все это настраивает на нужный лад.

Кроме того, мне импонирует сочетание комфорта, безопасности, маневренности и уверенности на дороге. Допустим, мы очень спешим, нам с пассажиром нужно как можно быстрее попасть из пункта А в пункт Б, но при этом соблюдая все правила и уставы, принятые в компании. Это – интересный вызов, своего рода азарт, и когда все складывается – вот он результат, для которого мы и трудимся.

— Главное, не увлекаться азартом-то…

— Разумеется. Раз уж мы заговорили про азарт и про добраться из точку А в точку Б в сжатые сроки, расскажу историю. Как-то привез я пассажира в аэропорт Пулково, высадил, и в эту же секунду ко мне в салон буквально влетает мужчина и взволнованно говорит: «Поехали на Васильевский остров! Пожалуйста!» По дороге выяснилось, что гражданин купил горящий тур и собрался лететь на отдых с женой и двумя детьми. Уже в Пулково он обнаружил, что взял с собой не тот заграничный паспорт. У нас было сорок минут. Мне пришлось гнать, что называется, на грани фола, и в итоге, судя по его созвонам с женой, мы успели. Хоть кино снимай. Вообще, конечно, сюжетов работа преподносит столько, что для сценария сериала хватит. Думаю, что для кино потом обязательно пригодится.

«На дорогах – полный трындец»

На дорогах полный трындец

— Я часто ездил в такси, в том числе и в машинах твоей компании, и обратил внимание, что все водят аккуратно – в отличие от многих нетаксистов. Не бесит, что ты вынужден соблюдать и ПДД и внутренние правила компании, а остальные могут позволить себе дать по газам, резко перестроиться из одного ряда в другой, мешая в том числе и тебе, и в целом неаккуратно водить?

— Это отдельная большая тема – водительская этика, которой в нашей стране и в нашем городе, в частности, сильно не хватает. На дорогах у нас происходит полный «трындец», не побоюсь этого слова. Я могу смело сказать, что в нашей стране не работает социальная программа по организации безопасности дорожного движения как среди пешеходов, так и среди автолюбителей. У нас в городе напрочь отсутствует культура вождения, несмотря на то, что мы живем в культурной столице. Было бы неправильным говорить обо всех участниках дорожного движения. Разумеется, каждый день на моем пути встречаются вежливые, опытные, профессиональные водители, которые могут предугадать ситуацию на несколько шагов вперед. Но очень много таких, для и про которых сформулировано правило, которого, слава Богу, многие придерживаются: «дай дорогу дураку». Вот этих персонажей – из правила – действительно многовато.

— Какие именно проблемы доставляют эти участники дорожного движения?

— Во-первых, речь о самой частой причине трагедий на дорогах, — о превышении скоростного режима, причем жутком превышении. В тех местах, где нужно ехать 40 км/ч, люди считают, что можно ехать 100 км/ч, и полагают, что они этим ничего не нарушают. У них какое-то странное стремление превратить городские улицы в гоночные трассы. Есть категория лихачей, чаще всего они встречаются из категории так называемых «хозяев жизни», которые считают, что могут летать по улицам города с любой скоростью и что им все должны уступать. На участке от светофора до светофора происходит следующее. Загорается зеленый, мы оба, я и лихач, стартуем. Я держу городской режим, превышаю только в рамках погрешности, допустимой законодательством, моя максимальная скорость около 80 км/ч. А этот товарищ создает сразу три аварийных ситуации: летит со скоростью 100 км/ч, объезжает несколько машин, кого-то подрезает, в кого-то чуть не врезается. И каков результат? Он останавливается наравне со мной в соседней полосе, приехав на две секунды раньше, но ровно к тому же красному свету, что и я. Вопрос – чего ради строить из себя Шумахера, который, к слову, в итоге нашел свой камень?

Во-вторых, очень много людей лезет на забитые перекрестки. Из-за чего получаются пробки? Пробки получаются из-за того, что в одну сторону у нас есть затор, есть перекресток, через который людям нужно проехать, а так как все куда-то спешат, то пытаются на этот несчастный перекресток вылезти – несмотря на то, что он частично забит впереди идущими автомобилями. В результате они не проезжают перекресток, а останавливаются прямо посреди него, и все – тем, кто стоит перпендикулярно их потоку, уже просто не проехать. Черным по белому в правилах дорожного движения написано: запрещается выезжать на занятый перекресток, останавливаться надо перед стоп-линией.

Кроме того, продолжая тему пробок, отмечу, что люди не умеют управлять автомобилем в потоке – своевременно, одновременно с другими, трогаться с места, держать оптимальный скоростной режим и дистанцию, равномерно тормозить, корректно и безопасно перестраиваться.

В-третьих, отдельные деятели дорожного искусства поворачивают со второго ряда. Иногда и мне приходилось так поступать, но преимущественно ранее, до работы в такси. В последнее же время я буквально помешан на теме безопасности дорожного движения, читаю тысячи комментариев других участников и понимаю, что так поступать нельзя. Поворачивающие со второго ряда вызывают жуткий дискомфорт и, кроме того, создают огромную опасность для пешеходов. Да, у меня тоже бывает, что клиент опаздывает в аэропорт, а я повернул на ту или иную улицу и уже не успеваю занять необходимый ряд. Но это самый крайний случай.

Кегли, пешеходы и люди-трансформеры

Вот такие пешеходы - зачастую головная боль для водителей

— Мы уже так далеко зашли, а ты еще ни слова про пешеходов. Даже как-то необычно для разговора с профессиональным автомобилистом.

— Давай перейдем к пешеходам, ох, сколько про них есть чего рассказать на самом деле… Мы исходим из того, что все должны стремиться к максимальной безопасности на дорогах, и с этой точки зрения пешеходы для меня (да простят меня читатели) делятся на две категории: собственно пешеходов и кегли, то есть тех, кто, видимо, жить долго не собирается и не отличает проезжую часть от тротуара.

К пешеходам я отношусь с большим почтением. Я, конечно, их всех пропускаю, и кегли тоже, потому что правило «дай дорогу дураку» работает и здесь. Разница в том, что кегли мне не жалко, если это, конечно, не дети. Если это дети, тут уже по-другому. Порой больно видеть, как какая-нибудь бабка тащит через какой-нибудь большой проспект маленького ребенка, да еще и в темной одежде. Люди, если вам не жалко себя, то пожалейте своих детей. Того, что ребенка научили в школе на уроках ОБЖ переходить дорогу на зеленый свет и по пешеходному переходу, недостаточно. Дети должны знать, что если они выходят на пешеходный переход или если они идут на зеленый свет, то они обязаны в любом случае посмотреть сначала налево – увидеть, что там никто не едет, перейти одну сторону проезжей части, после чего посмотреть направо – убедиться, что и там никто не едет или не поворачивает.

У нас никто не носит светоотражатели, а Петербург – пасмурный город, жители которого предпочитают одежду черного, синего и серого цветов. Пешеходов в светлой одежде в темное время суток и в пасмурную погоду видно за 50 метров, пешеходов со светоотражателями в такое же время суток – за 150-200 метров, а пешехода в темной одежде – за 15-20 метров. Дальше простая арифметика: можно соотнести скорость машины, ее тормозной путь и состояние покрытия и понять, сколько нужно автомобилю, чтобы остановиться в том или ином случае. На «темного» пешехода в типичной ситуации при типичной средней скорости, как правило, тормозного пути не хватает, отсылаю к статистике ГИБДД. Порой ситуация усугубляется несколькими полосами движения, это, наверное, самый распространенный трагичный сюжет: три полосы в одну сторону, три полосы в другую сторону; пешеход должен переходить дорогу только тогда, когда убедился, что все автомобили остановились. Но он не убедился, а автомобили не остановились – и приехали.

Давайте также не забывать, что мы должны садиться на заднее сидение в автомобиле и пристегиваться. Почему у наших людей какое-то такое четко сформированное убеждение, что на заднем сидении не надо пристегиваться?!

— По пешеходам у тебя все?

— Не совсем, есть еще отдельная категория – люди-трансформеры.

— Не помню тебя в этом фильме…

Велосипедист

— Я имею в виду велосипедистов. Люди, садящиеся на велосипед, убеждены, что они – пешеходы, вот почему я их называю трансформерами: я вроде как полноценный участник дорожного движения и требую к себе таких же прав, как у водителей, но почему-то когда я оказываюсь на пешеходном переходе, то автоматически перестаю быть этим участником дорожного движения и превращаюсь в пешехода. Так вот, велосипедисты, если вы хотите пересекать пешеходный переход в качестве пешехода, то пересекайте его пешком. Не говоря уже о том, что могут ехать, куда им вздумается, надеясь, что автомобиль, если что, среагирует. В общем, часто ведут себя как кегли.

Нет общественного транспорта – приходится брать такси

— Я предлагаю сделать передышку и поговорить о чем-нибудь нейтральном, прежде, чем мы перейдем к теме любимых клиентов. Какие маршруты наиболее часто требуются?

— Безусловно, Пулково и вокзалы. Московский вокзал очень востребован. Самое веселое – ехать туда за час до отправления или где-нибудь через минут 10 после прибытия какого-нибудь Сапсана. Такси стоят в четыре ряда.

Часто заказы выпадают на утренний и вечерний час пик. Утром пассажиры едут из дома на работу, вечером – с работы домой. В процентах 70-80 речь идет о маршрутах, где далеко расположена инфраструктура общественного транспорта, где поблизости нет метро, каких-то автобусных и троллейбусных маршрутов, которые ходят из пункта А в пункт Б, чтобы человек мог выйти из дома, сесть, допустим, в маршрутку и добраться до работы или хотя бы подземки. Это Ржевка, проспект Ветеранов, Ленинский проспект, улица Доблести и так далее, еще Приморский район очень популярен.

В часы пик и в выходные дни большая часть заказов приходится на Центральный и близлежащие районы, люди из центра добираются куда-то в сторону юга, Ржевки, Приморского района, реже почему-то на север – Гражданка и Просвет мне попадаются нечасто. Еще бывают Петергоф, Пушкин, Кронштадт, Зеленогорск, Песочный, Всеволожск и его окрестности. Моей самой длительной поездкой пока что был заказ на Выборг.

Про деньги и клиентов

— Многие просили у тебя вот что узнать: как таксисты относятся к чаевым? Вы воспринимаете это как нечто должное или как какой-то приятный, но вовсе необязательный момент?

— Чаевые, конечно, приятный момент в моей работе. Бывают случаи, когда по уже заранее оплаченной по безналу поездке клиенты оставляют 100 рублей лично водителю в благодарность. Есть чаевые в другой форме, более распространенной: поездка, например, стоит 270 рублей, а клиент дает 300 и говорит, что сдачи не надо, либо сразу дает 350, что подразумевает, что сдача не потребуется.

Не могу сказать, что все это воспринимается как должное, но в некоторых эпизодах чаевые весьма логичны. Я сейчас поясню. Мы, согласно правилам нашей компании, обязаны давать сдачу вплоть до копейки. И вот был случай, когда у меня закончились десяточки железные, я начал ковырять десятку уже по рублю, а один рубль возьми и упади куда-то под сиденье. Я начал ковырять его где-то там, под сиденьем… А девушка, пассажир, сидела, не выходила, пока мне это самому уже все не надоело и я не сказал: «Девушка, извините, вы мне рубль простите, потому что он у меня упал под сиденье». Она сказала «да-да, конечно» и после этого покинула салон автомобиля.

— Мощные такие чаевые – целый рупь.

— Или бывают, к сожалению, в практике таксистов и такие сюжеты, когда клиент садится в машину, заставляя перед этим себя изначально долго ждать (например, таксист стоит и ждет его 20-30 минут на пункте подачи), а поездка-то – в аэропорт, на самолет, который ждать не будет. Приходит клиент, садится в машину и просит: «Пожалуйста, побыстрее, я опаздываю», и таксист летит чуть ли не под красный свет, с превышением скорости, рискуя получить штраф, рискуя попасть в ДТП, но все-таки везет клиента, чтобы он успели…и когда в конце он до последних 10 рублей сидит и ждет сдачи, то это мне кажется, не совсем, что ли, приличным. Тут надо правильно понять: я никого не осуждаю, каждый со своими деньгами имеет право обращаться так, как считает нужным, просто выражаю свое мнение. К слову, к известному мифу о том, что таксисты (как и банковские работники) гребут деньги лопатой: я зарабатываю в среднем в месяц около 30 тысяч рублей за 10-12 смен по 16-20 часов каждая.

— Мы потихоньку подошли к теме клиентов. Я вообще думал, что она по уровню, так сказать, нагрева будет на втором месте после пешеходов.

— Я бы начал с того, что мне самому очень нравится, что практически из любой какой-то полуконфликтно-стрессовой неприятной ситуации я могу вырулить оптимистично, так, что в конце поездки и у клиента, и у меня останется нормальное настроение. Где-то пошутить, где-то с пассажиром согласиться, где-то чуть-чуть поставить его на место, когда он уж совсем перегибает палку.

Да и вообще мне обычно с клиентами везет, может быть потому, что от того, насколько положительно я расположен к клиенту, настолько же и он ко мне. По некоторым пассажирам сразу видно, что у них плохое настроение, были, наверное, какие-то сегодня проблемы дома или на работе. Однако когда они садятся ко мне и попадают в мою атмосферу, где правильная музыкальная волна, умеренный температурный режим, доброжелательная и четко подобранная по громкости интонация разговора, ни к чему не обязывающая, не принуждающая, но в то же время располагающая. В принципе народ со мной оттаивает.

— Ну насчет того, как подбирать интонацию и все такое, тут тебе как актеру и карты в руки. Неужели со всеми ладить удавалось?

— Нет, не со всеми. Среди недовольных чаще всего встречаются дамы. Вот они садятся в машину и уже изначально недовольны всем: что им не так ответили операторы, что им не туда подали автомобиль, что они просили автомобиль туда и во столько, а им подали его не туда и не во столько… И их не волнует, что водитель пытался с ними пять раз связаться через программу, чтобы уточнить нюансы.

У меня был такой случай, что к самому дому было не подъехать, так как всю дорогу перегородили – стоят катки, экскаваторы, висит «кирпич», все перекрыто полностью. Я вынужден остановиться на ближайшем перекрестке, пять раз набрал клиента через программу по телефону, чтобы сообщить, что ваша улица перекрыта, я стою вот здесь, на перекрестке, и вы, как выйдете из арки, меня сразу увидите. Клиент не отвечал. Проходит уже 15-20 минут, клиент не появляется, и я уже имею полное право снять заказ и уехать. Однако клиент все же приходит клиент и начинает матом крыть: «У вас х…вое такси» и т. д. В таком случае хочется спросить: зачем вы вызываете это такси, если оно, по вашему мнению, такое плохое?

Один раз мне пришлось-таки поконфликтовать, несмотря на всю мою сдержанность и умение улаживать конфликты. Бабка ехала с ребенком. Изначально она была всем недовольна – что робот ей названивает и говорит, что ее ожидают, это не так, это не то. А ехали мы в зоопарк, и она не знала, к какому именно входу ей надо. Я пока делал три круга, чтобы доставить ее в нужную точку, которую мне еще самому и предстояло найти, она меня обложила какими-то непонятными оскорблениями, причем не только меня, но и нашу компанию. Говорит: «Меня от вашего такси уже тошнит». Ну я уже просто не выдержал и спросил: «Зачем вы тогда вызываете наше такси, если вас от него тошнит?» На что она ответила, что у нас такси дешевое. И это правда. Я ей, однако, порекомендовал компанию, которая возит еще дешевле. Потом она сказала своему внуку, что в нашем такси нет ни одного петербуржца, типа понабрали всех подряд, на что я ответил: «Вы сами-то из Петербурга? Названия ни одной улицы не знаете». В итоге она назвала меня дебилом и сказала, чтоб я заткнулся. Я предложил ей огреть меня сумкой, она спросила: «Зачем? Я твой номер знаю». Вот и весь конфликт. Думаю, что если бы с ней не было ребенка, я бы послал ее куда подальше, все-таки надо уважать и себя и компанию, в которой ты работаешь, не допускать оскорблений.

Один раз в Купчино мне пришлось высадить безумную парочку. Я сначала ждал их целый час на адресе подачи, периодически им отзванивался – они говорили «да-да, все в порядке, мы сейчас выходим», а я их видел в окно, они сидели и курили кальян. Ну, докурили кальян, молодцы, я их дождался, повез. Не успели мы выехать со двора, как между ними началось: «Ты украл мой телефон!», «Ах ты, шлюxa, по своим мужикам шлялась, я все видел в твоем телефоне!», «Ах, ты украл мой телефон!» Девушка давай вызывать полицию… «Але, полиция, у меня украли телефон!» Я проехал один квартал, остановил машину и сказал: «Все, ребята, выходим. Дальше я с вами не поеду. Оплатите 200 рублей». Еще минут 10 я стоял и ждал, пока они мне заплатят 200 рублей за ожидание, и оставил их. Они пытались договориться со мной, чтобы я их повез, но мне такие проблемы не нужны, может, они убьют друг друга по пути, мне это не нужно.

— Да уж, это не бабка из зоопарка…

— Бывали у моих коллег случаи посерьезнее: у нас, например, есть одна очень героическая женщина, у которой пытались отобрать кассу, угрожая пистолетом. Так она отобрала пистолет у грабителей и защитила кассу.

— Женщина-водитель?

— Да.

— Неплохо!

— У меня как-то один раз не оплатила поездку девушка. Я, дурак, пошел менять деньги не ее, а свои. Причем меня изначально смутило то, что она с пивом ко мне села, но я уже спешил домой, заказ был попутно в сторону дома, и я не стал ей ничего говорить про пиво. Вез ее с Купчино куда-то в район Технологического института. У нее в заказе было указано, что она будет оплачивать безналом. Я у нее уточняю: «Картой будете оплачивать?», а она достает тысячу. У меня до этого все были с тысячами, и вот просто тупо не было нужной сдачи. Я ей говорю, что нам в таком случае надо куда-то заехать и разменять. Она отвечает: «Вот здесь есть магазинчик». Я говорю, окей, здесь разменяю. Не беру ее тысячу, а беру из машины кассу, оставляю машину заведенной и ухожу менять деньги. Возвращаюсь, а машина пустая: дверь открыта, пассажира нет. Звоню – трубку не берет. Позвонил логистам, они тоже попытались до нее дозвониться, но на связь она не вышла, в итоге номер занесен в черный список, а поездка закрыта за счет компании.
Я ж говорю – работа веселая, хоть кино снимай.

— Про такси в Петербурге?

— Именно в Петербурге. В любом другом городе такси – это такси, а здесь – это в любом случае экскурсия. Даже если ты едешь из спальника в спальник.

Беседовал Ярослав Иванов

02 марта 2016

Обсуждение: 3 комментария
  1. Это хорошо, что в городе появились нормальные цивильные такси. С хорошими машинами, чистые, с нормальной музыкой, с приятными водителями и главное — адекватными ценами. Еще не так давно шайтан-такси почти не было альтернативы. Пытаешься поймать машину, останавливается такая затонированная ДЭУ-Нексия с просаженными амортизаторами и оттуда наглый гастарбайтер на ломаном-ломаном русском пытается тебя развести на деньги как будто ты не в соседний район едешь, а в Москву и обратно. При этом город не знает, музыка орет, машина вся в семках и неизвестно куда привезет. А ночью садиться в такую машину вообще опасно для жизни, даже если вы Чак Норрис.

    Ответить
    1. роман:

      Согласен

      Ответить
  2. Иван:

    Тоже какое-то время бомбил на такси и вроде по деньгам все устраивало, но нервную систему я решил все же приберечь и сменить род деятельности. Потому что не всегда все гладко проходит, особенно во время поездок в выходные или просто в ночное время. Можно на такие «приключения» напороться, что потом всю жизнь жалеть будешь) Хотя, с другой стороны, много и позитивных историй было у меня за 1,5 года поездок)

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарии, вы соглашаетесь с правилами сайта

© 2012 - 2024 Окно в Петербург: новости, экскурсии, музеи, развлечения, покупки, транспорт